2010 ГОД СОЛОВЕЙЧИКА
Он давал педагогике имена
Его статья «Метод Шаталова» вышла в «Комсомольской правде» в самые информационно закрытые времена, в 1971 году. Вопреки установкам идеологического отдела ЦК КПСС Симон Соловейчик начал тогда публикации об учителях-новаторах. «Приезжайте и сами увидите» – эту интригу своих репортажей Симон Львович раскрутил блестяще, возродив интерес к образованию у миллионов людей.
Потом на страницах матвеевской «Учительской газеты» Соловейчик открывал одного за другим уникальных людей: Иванова, Никитина, Щетинина, Амонашвили, Лысенкову, Ильина, Рябцеву... Находил и делал их сверхпубличными, сейчас бы сказали – звездами. В чем секрет?
А было у Соловейчика твердое убеждение: каждый человек уникален и интересен. Он «на спор» заходил в первый попавшийся дом и делал удивительный репортаж о потрясающей судьбе. Такая у него была жизненная позиция.
Поэтому он давал педагогике имена. Имя в педагогике много значит. Оно задает ориентир, удерживает ценность образования, показывает новые возможности развития. Иметь имя в педагогике – это не удивить изощренной методикой, не перехитрить дурных учеников, а удерживать человеческую позицию в любых ситуациях.
В последнее десятилетие вдруг остро почувствовалось: в педагогике не осталось Имен. Безымянное образование не имеет силы. Предельная ценность безликой школы – получение аттестата и сдача ЕГЭ – пропуска к карьерному росту.
Пришли к нам устраиваться на работу две выпускницы Педагогического института имени Герцена. Обе с красными дипломами. Спрашиваю: «Чем увлекаетесь, что читаете?» Говорят: «Увлекаемся психологией». – «А каких авторов читаете?» Девушки в смятении: «Авторов? Мы учебники читаем».
Если нет Имен – бал правит Безликий Чиновник. Общество, позволившее себе безликое образование, идет в тупик.
Когда-то С.Л.Соловейчик получил письмо от подростка: «Где же у нас знаменитые педагоги?» Он долго думал над этим письмом, не знал, что ответить, какое имя назвать. А потом открыл имя Сухомлинского. Но это произошло очень давно, в 1969 году.
Я уверен, что и сегодня есть в педагогике молодые талантливые ребята. Есть, по слухам, некие чудом уцелевшие прекрасные учителя, успешно обучающие детей в глухих уголках России. Но чтобы их имена знала страна, нужен человек из тех, кто может словом творить историю педагогики.
Симон Соловейчик мог. Потому что он мыслил педагогику как новое, более глубокое понимание Человека.