Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2010
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ


Президентский стимул

Каков смысл «Новой школы» с точки зрения экономиста и управленца? Об этом рассказывает директор Центра прикладных экономических исследований ГУ-ВШЭ Татьяна Абанкина

В прошлом году одним из самых заметных событий в образовании стала президентская инициатива «Наша новая школа». Однако у многих создалось впечатление, что на самом деле ничего нового в этом проекте нет: он лишь объединил под иной «шапкой» ранее существовавшие начинания.

 

Одни называют «Нашу новую школу» президентской, а другие – национальной инициативой. Какое из названий более корректное?
– Проект «Наша новая школа», продолжающий во многих направлениях КПМО, начинался как президентская инициатива. После обсуждения в регионах и в Государственной думе он получил статус национальной инициативы.
Зачем нужна новая национальная инициатива, когда уже существует нацпроект «Образование»? Ведь то, что нужно вкладывать средства в систему образования, – это сегодня всем очевидно.
– Все направления новой национальной инициативы, конечно, очевидны. Но именно тогда, когда присутствует некая «очевидность», далеко не всегда удается сконцентрировать на ней внимание и финансы. Любое улучшение чего бы то ни было требует дополнительных финансовых ресурсов. А ресурсы привлекаются под тот или иной проект или программу. Если этот проект составлен, обсужден в Госдуме, принят на уровне правительства – это политический документ. И этот документ становится способом концентрации усилий: финансовых и административных ресурсов, политического влияния.
То есть назвать инициативу «президентской» или «национальной» – это способ заставить власти регионов активно действовать?
– В каком-то смысле да. У нас, можно сказать, вертикально устроенная страна. Поэтому когда инициатива идет сверху вниз, она представляет из себя некоторую форму поддержки. Ведь это – инициатива президента, следовательно, в известной мере политическая установка. Значит, регионы, активно реализующие ее, позитивно выглядят в глазах Президента России. Власти субъектов Федерации при этом понимают: они не только решают проблемы местных учителей, они вовлечены в решение задачи общенационального уровня. В противном случае при отсутствии политического документа у руководителей субъектов Федерации сразу возникают вопросы: все это надо делать, но кто наверху заметит наши действия? Как их оценят? По какой шкале? Мы видим, что на национальном уровне ставятся цели, достижение которых можно оценивать. Это как бы обратная форма результатов, некая современная управленческая технология. В регионах и без этого отлично понимают: в системе образования есть проблемы. Но проблемы – они есть себе и есть. Их можно периодически решать на местном уровне, латать дыры. Национальная инициатива – это другое. За выполнение поставленных задач с кого-то в регионе регулярно спрашивают, кто-то за это отчитывается. И, прибавлю, кто-то сделает на этом политическую или административную карьеру. Однако уже проверено, что это один из самых эффективных способов социального действия.
Существуют ли спорные направления проекта, которые еще находятся в стадии обсуждения?
– Направления «Нашей новой школы» известны, хотя еще до конца не определено, как будет обеспечена их финансовая поддержка на федеральном и региональном уровнях. Проект расширяет КПМО на важных направлениях: в том числе связанных со здоровьем школьников и с развитием сети образовательных учреждений. Недавно в Госдуме состоялись парламентские слушания, на которых выступили представители ряда регионов. По их мнению, должен быть найден механизм софинансирования новых инфраструктурных проектов: в том числе организации горячего питания в ОУ и т.п. В настоящее время уточняется, как эти проекты будет поддерживать Федерация.
А сохранятся ли в «Нашей новой школе» старые направления – например, развитие школьной сети, НСОТ?
– «Наша новая школа» тесно связана с развитием новых экономических механизмов: среди них и НСОТ, и НПФ, и оптимизация сети. Сохранено направление по развитию общественных управляющих советов. Поставлена еще одна важная задача – ускорить процессы перехода на стандарты нового поколения.
Конечно, все регионы активно поддерживают введение нового направления, связанного с расширением здоровье­сберегающих технологий, с мониторингом здоровья школьников.
Регионы активно обсуждают вопросы организация горячего питания школьников. В нацпроекте такое направление уже было. Не слишком ли оно «мелкое» для новой национальной инициативы?
– Ничуть! И на межрегиональной группе, и на парламентских слушаниях представители регионов очень высоко оценивали результаты этой программы. Механизм был таков: за счет средств федерального бюджета закупалось современное оборудование высокого качества для школьных столовых. Регионы же брали на себя ремонт помещений (школьных столовых) и подготовку персонала, который мог бы работать на новом оборудовании. Теперь, вместе с национальной инициативой «Наша новая школа», ставится задача – вовлечь в современную организацию горячего питания как можно больше регионов и образовательных учреждений. Все понимают: горячее питание и его правильная организация – одно из ключевых компонентов здоровья школьников.
НСОТ и новая система аттестации учителей тесно связаны с новой системой повышения квалификации педагогических кадров. В ходе нацпроекта уже выделялись средства на развитие региональных ИПК. В «Нашей новой школе» будет направление, связанное с повышением квалификации?
– Более того: этот вопрос оказался в фокусе внимания. В следующем году на эти цели предусмотрены значительные средства. Владимир Путин встречался с руководителями и экспертами, выслушивал предложения, как на современном уровне организовать систему повышения квалификации педагогов и руководителей ОУ. Сегодня многие регионы уже апробируют модели повышения конкурентоспособности и выбора в системе повышения квалификации. Это, например, ваучеры, кредитно-накопительная система. Или прямой перевод средств на повышение квалификации педагогов потребителю, то есть школе. Получив эти средства, школа уже сама выбирает, куда направить педагога. Важно отметить, что поставленная задача требует сохранить существующую сеть региональных институтов повышения квалификации. В системе ИПК необходимо наличие инфраструктуры: оборудованных помещений для занятий, общежитий для учителей. И если сеть будет недофинансирована, она рано или поздно начнет рассыпаться. Сегодня мобильные группы, предлагающие качественные программы повышения квалификации, зачастую не обладают помещениями и арендуют их. Все идет гладко, пока существуют региональные или городские институты повышения квалификации, у которых можно арендовать аудитории или общежития. Но как только система региональных ИПК начнет распадаться, арендовать будет уже не у кого! Я не говорю о том, что надо продолжать финансировать только учреждения сети ИПК, ограничивая тем самым выбор программ переподготовки для педагогов. Однако средства, вливаемые в эту систему и помогающие ей сохраниться и развиваться, должны быть стабильными: неправильно, если они зависят, скажем, от количества ваучеров на повышение квалификации, которые принесут в ИПК учителя. Ваучерная система повышения квалификации педагогов, которую пытались ввести в некоторых регионах, именно поэтому оказалась не слишком удачной.
Регионы – участники КПМО жаловались, что их замучили проверками. В «Нашей новой школе» будет как-то учтен этот нелегкий опыт?
– Проверок много, их число все время растет, и они очень утомительны. Но регулярный контроль расходования федеральных субсидий неизбежен и будет продолжаться, в какой бы федеральный проект ни был вовлечен регион. Не стоит надеяться, что в ближайшие годы требования станут мягче. Напротив, сегодня повышаются требования к аккредитации и лицензированию образовательных учреждений. У многих ОУ заканчиваются сроки действия лицензирования и аккредитации, а это дополнительная бюрократическая нагрузка. Сегодня в регионах уже поняли: реализация любых проектов требует дополнительных затрат на бумажную работу. Это надо учитывать, для этого надо готовить специалистов. Важно, что в ходе КПМО регионы-участники научились вести электронный мониторинг. Это позитивный опыт, который со следующего года должны будут перенять те, кто не участвовал в КПМО. Вопрос в том, что этим регионам придется подключаться к электронному мониторингу скорее всего за счет своих собственных средств. Вряд ли им будет оказана такая существенная федеральная поддержка, как это происходило во время реализации комплексного проекта модернизации образования.

Беседовала Светлана КИРИЛЛОВА

Спонсор публикации статьи: компания «Кредитный Эксперт» - помощь в получении кредита на самых выгодных условиях. Воспользовавшись предложением компании, Вы получите качественные услуги специалистов, по подбору кредитной программы, сбору всех необходимых документов, и организации успешного одобрения заявки банком, что позволит получить потребительский экспресс-кредит наличными. Подробнее ознакомиться с предложением и подать заявку на кредит можно на сайте компании «Кредитный Эксперт, который располагается по адресу http://1001credit.ru

Рейтинг@Mail.ru