ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС
«Быть значимым Другим» – что это означает?
Попробуем оценить собственную авторитетность для конкретного ребенка. И понять, что делать, когда она слишком мала.
Люди, встречающиеся на жизненном пути ребенка,
неизбежно оказывают влияние на него.
Иногда это влияние бывает очень существенным,
способным изменить поведение, мировоззрение и даже предопределить будущее.
В этом случае человек становится для ребенка значимым Другим
(так психологи называют тех, кто играет большую роль в жизни конкретного человека).
Должен ли педагог во что бы то ни стало стремиться
стать значимым Другим для своих учеников? И что делать тем учителям, которые не достигли подобного статуса?
Статус властный и…
эмоциональный
Ученые, занимающиеся исследованием значимых отношений, обращают внимание на тот факт, что «значимый Другой есть не столько «собрание» привлекательных для конкретного человека характеристик, сколько представленность этого Другого в каждом из нас».
Приходилось ли вам, совершая тот или иной поступок, ловить себя на мысли: «Что об этом подумает М.? Как посмотрит на меня В.? Не нарушу ли я отношений с П.?» Это и есть представленность в вас М., В. и П. Они – значимые для вас Другие.
Но значимость бывает различной. С точки зрения психолога А.Петровского, значимость Другого в основном определяется тремя факторами. Первый – это авторитет: признание окружающими за «значимым Другим» права принимать ответственные решения в существенных для них обстоятельствах.
Второй важный фактор – эмоциональный статус как способность привлекать или отталкивать окружающих, быть избираемым или отторгаемым, вызывать симпатию или антипатию.
А третий фактор – статус власти (властные полномочия): пока положение человека во властной иерархии достаточно высоко, он не может не быть «значимым Другим» для зависимых от него лиц.
Для нас важно подчеркнуть, что отношения со значимыми Другими играют определяющую роль в развитии личности ребенка. Это ценностно-окрашенные отношения. Они могут быть как позитивными, так и негативными: значимого Другого можно опасаться, бояться, но не принимать его во внимание не получается.
И еще одна важная вещь: для того чтобы влияние значимого Другого на ребенка было продуктивным и благотворным, недостаточно воздействия одного лишь фактора власти. Полноценная значимость обеспечивается лишь при условии, что высокий статус сочетается с авторитетностью и эмоциональной привлекательностью. С человеком, обладающим подобными характеристиками, ребенок взаимодействует наиболее часто, с ним он имеет важные эмоциональные связи. Такой педагог — один из самых действенных источников передачи социокультурного опыта. Он — эффективный воспитатель.
К сожалению, ситуация, когда педагог не становится значимым Другим для ученика, является типичной. Ее можно изменить, но сделать это непросто. Вместе с тем утверждать, что педагог «должен» стать значимым Другим, означало бы ставить перед учителем заведомо невыполнимую задачу. Что же делать?
«Самые важные» люди
Начнем с того, что меру влияния на воспитанников каждый педагог определяет для себя сам. Для этого надо оценить собственную личностно-профессиональную позицию по отношению к детям, коллегам, общешкольному коллективу, родителям. Важно решить, достаточно ли выполнять только функциональные обязанности педагога-предметника? Или вы хотите стать эффективным воспитателем, играть значимую роль в жизни своих учеников? В последнем случае встает вопрос: что делать, если не получилось стать значимым Другим? Полагаем, прежде всего нужно определить круг значимых Других и избрать стратегию взаимодействия с ними. Как это сделать?
Мы советуем воспользоваться «Методикой многомерного описания образа социального мира “Я и другие”» И.А. Николаевой. Учитывая крайне редкое ее использование в практике работы образовательных учреждений, остановимся подробнее на описании методики.
Итак, цель методики – определить круг значимых для ребенка людей, распределить их по принципу: «позитивно–негативно значимый человек», «реалистичность–нереалистичность следования эталону», конкретизировать ценностные основания детского выбора.
Лучше, если проводить опрос будет незаинтересованный человек (психолог, приглашенный исследователь), который обеспечит конфиденциальность полученной от учеников информации и передачу педагогам только существенной для работы содержательной ее части.
Школьникам предлагается заполнить двусторонний бланк с таким предисловием: «Дорогой друг! Предлагаем Вам выполнить три несложных задания, объединенных единой темой «Я и другие». Просим заполнить сначала левую половину таблицы (задание I), потом – правую половину таблицы (задание II) и лишь затем выполнить задание III (на оборотной стороне листа). Внимательно читайте инструкцию».
Инструкция к первому заданию звучит так: «Перечислите всех людей, которых Вы сейчас вспомните. Это могут быть как реальные люди, так и вымышленные (литературные, герои кинофильмов, мультфильмов или компьютерных игр и т.п.); как Ваши современники, так и жители прошлого или будущего; близкие родственники, случайные знакомые или чужие люди; взрослые или маленькие. Вспомниться может кто угодно, главное, что все они – люди. Всех, кто вспомнится, нужно записать под предлагаемыми номерами (всего 20 человек). Записывать можно именем, фамилией, прозвищем, инициалами – как Вам удобно, но так, чтобы, выполняя следующие задания, Вы смогли вспомнить, о ком шла речь. Рядом в скобках укажите, кто этот человек в жизни (член семьи, одноклассник, друг, учитель, киногерой и т.п.)».
А вот что предлагается сделать при выполнении второго задания (левая часть таблицы): «В каждой строчке напишите что-либо существенное о данном человеке, охарактеризуйте его 2–3 словами».
На оборотной стороне листа (третье задание) изображена вертикальная линия. Ее вершина обозначена смайликом «улыбка», а окончание – значком в виде грустной рожицы. Рекомендации к этому заданию следующие: «Верхняя точка линии символизирует все самое лучшее, прекрасное, высокое, что можно представить в человеке. Нижняя точка – самое плохое…»
Сначала Вы должны найти на этой шкале место, на которое поставили бы самого себя. Отметьте это место черточкой и напишите «Я».
Теперь найдите место для каждого человека, которого Вы вспомнили и внесли в таблицу. Место каждого обозначьте черточкой и номером, под которым он записан в таблице (например, 1 или 19). Если у нескольких персонажей одно и то же место, то соответствующие номера ставьте рядом с черточкой через запятую (например, 2, 6, 18)».
Выполняя первое задание, школьники называют круг значимых Других. И мы можем увидеть локализацию или сочетание локализаций значимых Других как по социально-ролевому, так и ценностно-смысловому показателю. Типичными локализациями являются: семейная (члены «малой» и «большой» семьи), дружеская, школьная (одноклассники), педагогическая (педагоги, вожатые, руководители кружков, тренеры), виртуальная (литературные герои, герои фильмов и мультфильмов, компьютерных игр и т.п.), персональная (политики, актеры, спортсмены и т.п.).
Работая над вторым заданием, ученики выделяют главное основание выбора значимого Другого. В отдельных случаях эта информация позволяет увидеть доминирующий фактор значимости (фактор власти, фактор авторитета, фактор эмоционального восприятия).
Третье задание позволяет увидеть, каким (позитивным или негативным) является значимость каждого субъекта. Если номер значимого лица нанесен на шкалу выше точки «Я», то значимость позитивная, если ниже – негативная.
Ресурс консолидации
Если мы знаем, кто входит в круг значимых Других конкретного школьника, мы можем воспользоваться приемами косвенного воздействия, которые давно описаны в педагогической литературе.
Учителям, в чьих классах преобладает «семейная локализация», следует активнее выстраивать отношения с родителями этих учеников. Отношения должны быть партнерскими. Не следует настойчиво учить родителей, «как надо». Стоит поучиться у них особенностям общения с их детьми, подумать о возможных совместных действиях в решении тех или иных вопросов (а в их важности родителей зачастую еще придется убеждать).
Если в группе значимых Других оказались коллеги-педагоги, стоит обратиться к ним за консультациями и поддержкой. Сотрудничество может стать источником нестандартных решений, совместных действий, направленных на решение актуальных педагогических задач. Следует вступать в отношения «с открытым забралом», избегая более легкой техники «перекладывания на чужие плечи» или скрытого манипулирования.
В старших классах налицо преобладание «школьной локализации»: юноши и девушки значительную долю выборов отводят одноклассникам. В данном случае также продуктивно сотрудничество, партнерские отношения. Важно выстроить диалог, демонстрировать корректность в общении и уважение мнения старшеклассников. Важно совместное целеполагание, умение учитывать и ценить открытость юношей и девушек, прислушиваться к их предложениям.
Значительно более сложная задача стоит перед классными руководителями, воспитанники которых выбирают значимых Других в кругу друзей (за пределами школы) либо тяготеют к героям книг, эстрады, теле- и кинофильмов. Возможно, следует больше внимания уделить обмену информацией о хобби, интересах, повседневных увлечениях.
В ситуации, когда для школьника референтна школа (школьная жизнь), педагог может подчеркивать свою принадлежность к этому миру, конечно, при условии, что он сам активно участвует в школьной жизни.
При этом важно понимать, что описанные приемы могут принести большой вред ребенку, если использовать их в целях манипуляции. К сожалению, в школах нередко можно наблюдать, как педагог с увлечением создает условия, в которых у ребенка не будет возможности поступить иначе, нежели этого хочет учитель. Подобное обращение ведет к закреплению у ребенка установки на манипулятивную модель общения как единственно возможную.
И еще на один момент хотелось бы обратить внимание: значимость, как правило, связана с запечатленностью в Другом той или иной нашей потребности. В этой связи важно подумать о диагностике актуальных потребностей учеников и оценить свои возможности в их удовлетворении.