Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №24/2009
Первая тетрадь
Политика образования

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА: ИТОГИ ГОДА


Александр Кузнецов: «Сегодня надо пересмотреть приоритеты деятельности академии»

В наступающем году академии предстоит решить немало сложных задач – и организационных, и научных. Прокомментировать некоторые из них мы попросили академика, вице-президента РАО Александра Кузнецова.

– По какому пути пойдет развитие структуры РАО?
– Сегодня надо пересмотреть приоритеты деятельности академии. В частности, необходимо создавать научные подразделения, которые бы занимались вопросами финансирования, нормативно-правовой базы системы образования. Мы столкнулись с тем, что многие нововведения тормозятся из-за того, что школы повязаны старыми нормативными актами. Например, широкому введению профильного обучения в старших классах мешает отсутствие нормативной основы для развития сетевого взаимодействия школ или взаимозачета учебных достижений учащихся школ, входящих в эту сеть. Это первоочередные вопросы, но пока они не решены. То же самое относится и к стандартам начального общего образования: методически все отработано, а при их реальном введении могут возникнуть серьезные проблемы, потому что действующая нормативная база в значительной мере отстала от школьной практики.
В приложении к стандартам перечислены десятки правовых актов, которые требуют корректировки, например, оплата внеурочной деятельности учителей. В регионах, апробирующих НСОТ, предпринимаются определенные шаги в этом направлении, но у проверяющих органов может возникнуть немало возражений относительно таких решений.
– В 2010 году РАО поручено провести мониторинг образовательных результатов учащихся по всем предметам учебного плана и подготовить новые программы повышения квалификации и переподготовки педагогов. Как будет организована эта работа?
– Аналогичные исследования академия проводила неоднократно, и опыт в этой области накоплен большой. Например, в конце 1970-х годов ученым было дано поручение осуществить массовую проверку знаний и умений школьников после введения очередного варианта учебных программ. Тогда были задействованы тысячи школ, десятки тысяч учащихся. Массовые мониторинги обученности школьников по ряду предметов проводились также в начале и в середине 1980-х годов. И в постсоветское время РАО регулярно проводит такие исследования, правда, на небольших выборках учащихся – ввиду недостаточного объема финансирования.
Что касается нынешнего поручения, то ряд позиций – количество учебных предметов, количество обследуемых школ, объемы выборок – еще будет уточняться.
Важно также понять, о каких образовательных результатах идет речь – о чисто предметных или выходящих за эти рамки? Но уже сегодня очевидно, что полученный материал можно будет использовать в разных аспектах и только подготовкой новых программ повышения квалификации педагогов мы не ограничимся. Академия должна принять активное участие в разработке новых форм повышения квалификации – на базе вузов, специально созданных центров, инновационных школ.
– Как вы относитесь к планам оптимизации и реформирования сети педвузов?
– Прежний опыт реализации педагогического образования в классических университетах показал, что в результате этого выпускники не получают необходимой психолого-педагогической подготовки. Можно согласиться с тем, что подготовка в ряде педвузов страны не отвечает необходимым требованиям, и может быть, часть из них следует закрыть или преобразовать, но распространять эти меры на все педвузы рискованно. В каждом случае нужно принимать решение, адекватное ситуации. Все эти сомнения отражены в решении общего собрания РАО, которое будет доведено до Минобрнауки.

Беседовала Ольга ДАШКОВСКАЯ

Рейтинг@Mail.ru