Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/2009
Четвертая тетрадь
Идеи. Судьбы. Времена

Краюхин Василий

«Гений детства» вышел в свет!

Многим читателям «ПС» наверняка запомнился летний номер газеты, озаглавленный «Гений детства: становление человеческой личности в фокусе воспоминаний». А на выставке NON/Fiction, как мы и обещали, наш Издательский дом представил «Гений детства» в книжном формате.

Точное название – «счастливый билет» для книги: ее узнают, ее спрашивают, ее запоминают; сразу становится ясно, про что книга, кому будет интересно ее прочесть, какой уровень разговора задан на страницах. Название «Гений детства» возникло само, как и положено гению, буквально из воздуха, и лишь потом выяснилось, что это словосочетание есть и в письмах Андрея Платонова, и в воспоминаниях Юрия Олеши. Что ж, замечательный контекст, прекрасная компания, хорошие литературные рекомендации!
На выставке NON/Fiction книгу «Гений детства» представляли учитель и поэт Евгений Бунимович, замечательный (и знаменитый) фотограф Юрий Рост, главный редактор Издательского дома «Первое сентября» Артем Соловейчик, автор-составитель антологии, заместитель главного редактора «ПС» Сергей Лебедев. В зоне семинаров №1, где проходила презентация, уже традиционно не было свободных мест: в прошлом году мы рассказывали там о книге «Воспитание: возвращаясь к изначальным смыслам», в позапрошлом – о книге «Биография внутреннего человека».
Напомним, что «Гений детства» – это антология, и антология уникальная. В книге собраны фрагменты воспоминаний о детстве 23 авторов – писателей, философов, поэтов, художников, музыкантов. «В них делается попытка описать и осмыслить феномен детства как особого духовного состояния человека, определяющего этапы и пути становления человеческой личности», – написано в аннотации книги.
– В основе замысла «Гения детства» лежит неслучайная случайность: прочитанные одни за другими мемуары Игнмара Бергмана и Федерико Феллини, – рассказал Сергей Лебедев. – Оказалось, что в детстве двух великих режиссеров были не просто совпадения – были рифмующиеся события, были схожие опыты открытий и пониманий; озарения, постижения, как бы окликающие друг друга. И стало ясно, что через воспоминания можно начертить картину, пусть и субъективную, но точно «схватывающую» неотменимые для духовного становления человека опыты.
«Документальным свидетельством», «документом детства» назвал книгу Евгений Бунимович, подметивший очень важную вещь: мы никогда на самом деле не знаем, что чувствуют, о чем думают дети. И заслуга каждого из тех людей, чьи воспоминания включены в антологию, именно в том, что в своих текстах они описали свое сугубо индивидуальное детство, проживание детства так, что через это описание можно выйти на некие всеобщие закономерности.
Примерно в этом же ключе говорил Юрий Рост, которому, по его признанию, книга понравилась еще и тем, что, читая о чужом детстве, находишь объяснения каким-то вещам в своем собственном; оказывается, что твои переживания, твои сомнения, которые ты считал свидетельством своей неправильности, неспособности, слабости, могут быть узнаны и разделены другими людьми.
…Время выставки проходит быстро, у него свой темп, свой ритм. Отведенный на презентацию час показался пятнадцатиминуткой. И собравшиеся у стенда нашего Издательского дома читатели – кто-то успел купить книгу в предыдущие дни, кто-то пролистал сейчас, – просили в следующем году выпустить продолжение. Идея «Гения детства» понравилась всем, и жалоба была только одна: двести семьдесят две страницы – это слишком мало!

Рейтинг@Mail.ru