Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/2009
Четвертая тетрадь
Идеи. Судьбы. Времена

Закладки на память

Представляем вашему вниманию некоторые из новинок Non/Fiction

Словари XXI века. Андрей Зализняк. Грамматический словарь русского языка. Серия «Фундаментальные словари». Первое издание этого словаря вышло четверть века назад, а работа над ним была начата в 1964 году. Второе и третье издания последовали в 1980 и в 1987 годах. Словарь отражает современное словоизменение, то есть склонение существительных, прилагательных, местоимений, числительных и спряжение глаголов. По разделу «Грамматические сведения», где даны образцы склонения и спряжения, читатель может установить словоизменение интересующего его слова. В новом издании учтены изменения, происшедшие со времени выхода первого издания. Нынешнее, четвертое, готовилось в принципиально новых условиях, когда в устной речи, в литературе и СМИ «клокочет водоворот новых слов». Так определяет нынешнюю речевую ситуацию сам автор, выдающийся ученый-лингвист Андрей Зализняк.

Валерий Сомов. Словарь латинских выражений. «Латынь из моды вышла ныне…» – читаем мы в романе Пушкина «Евгений Онегин», но потом узнаем, что сам герой «знал довольно по-латыни». По крайней мере чтобы разбирать крылатые латинские выражения. А почему бы и вам не разобраться, спрашивает автор школьников и их родителей. И предлагает забавно иллюстрированный справочник, который поможет погрузиться в мир латинской эпиграфики по крайней мере на уровне Евгения Онегина. «Начнем ab ovo» – прочтем мы у Пушкина в «Родословной моего героя». Аb ovo – то есть «от яйца», с самого начала.

Серия «Ваш год рождения». Издательство «Анаграмма» поставило себе амбициозную культурно-просветительскую задачу и неуклонно, последовательно ее выполняет вот уже третий год подряд. Дать нам, читателям, «портреты» пятидесяти с лишним лет жизни нашей страны – это очень сложно, но и очень интересно. «Ваш год рождения 1956», «Ваш год рождения 1968», «Ваш год рождения 1975» – не стану перечислять все появившиеся на сегодняшний день «портреты». Книги увлекут и тех, чей год рождения на самом деле совпадает с напечатанным на обложке, и тех, у кого в этот год родились мама с папой, и тех, у кого в этот год родились свои дети. Книги разворачивают перед читателем хронику общественно-политических, культурных событий как у нас в стране, так и за рубежом, напоминают о том, что увлекало и волновало, что, казалось, никогда не изгладится из памяти, но уже подернулось дымкой забвения. А еще эти книги погружают в ту повседневность, которая быстрей всего «затуманивается» далью лет. Как одевались. Какие программы шли по радио и по телевидению. Какой был масштаб цен. О чем шелестели слухи. Какие песни пели… Тексты и увлекательны, и познавательны, и любовно, а подчас и ностальгически иллюстрированы.

Роман Тименчик. «Что вдруг. Статьи о русской литературе прошлого века». Эта книга выдающегося литературоведа, исследователя поэзии ХХ века и особенно Серебряного века, выпущена совместно московским издательством «Мосты культуры» и иерусалимским издательством «Гешарим». Основные направления работы ученого и основные темы книги – биография и творчество Александра Блока, Николая Гумилева, Анны Ахматовой, Осипа Мандельштама, Иосифа Бродского. Автор посвящает эту книгу своим студентам. Начав читать, понимаешь: это не просто исследования поэтических текстов и биографий творцов. Это и образец, «наставление», как надо вести исследование. Для автора дороже всего точность и глубина понимания, поэтому он включает в книгу «Монолог о комментарии», которую можно было бы назвать и по-другому – «Гимн комментарию» или «Тайна комментария»: «К трюизму, гласящему, что комментатор обязуется сообщать все необходимое для понимания текста, я бы предложил два уточнения. Первое: он обязуется сообщать необходимое и только необходимое. Второе. Я бы назначил функцией академического комментария – блокирование читательского недопонимания, пресечение ложных смыслов. Можно, конечно, не печься о читателе, изыскивающем, а нельзя ли понять шедевры навыворот. Но…» Но нельзя же бросить на произвол судьбы молодого читателя, обманутого фантазиями безответственных истолкователей, которых в последнее время развелось немало. И Роман Тименчик проделывает огромную работу, чтобы помочь понять и уберечь от непонимания. А результаты работы составили огромный том, подобный целой энциклопедии.

Сергей Федякин. Мусоргский. Серия «Жизнь замечательных людей». – Москва, издательство «Молодая гвардия». Это биографическое исследование, документальный роман о самом знаменитом, но и самом загадочном русском композиторе. Сергею Федякину досталась трудная задача, так как неизвестность, «непроницаемость» стали частью жизни и посмертной судьбы его героя. Исчезнут многие письма, «растворится в русской истории» родной дом композитора в селе Кареве, и даже его могила уйдет под асфальт новой площади в советском Ленинграде. Дотошное изучение архивов, мемуаров современников и умелое привлечение эпистолярных и литературных источников составили научную основу этого сочинения. Но автор предлагает читателям разделить с ним и своего рода «мифологию» композитора: «Воздвигнув свои ошеломительные звуковые вертикали, Мусоргский собирал русское пространство, как собирает его гигантский колокол».

Рейтинг@Mail.ru