Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

В статье Л.Наумовой «Формирование готовности старших школьников к продуктивному разрешению конфликтов» («ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА. ИЗВЕСТИЯ УрО РАО», № 10 за 2009 год) описываются типичные для современных старшеклассников конфликтные ситуации, обусловленные стремлением к само­утверждению, неадекватной самооценкой, завышенными требованиями к отдельным учителям.
По ходу автор дает конкретные рекомендации по разрешению конфликтов. Возьмем, к примеру, ситуацию провоцирования (обострение отношений с целью «выведывания» реакции окружающих на свое поведение). Провоцирование может проявляться в демонстративных поступках, подчеркивании своей приверженности к ценностям и атрибутам молодежной субкультуры. В большинстве случаев конфликты, возникающие на этой почве, без труда разрешаются, если взрослые видят в них средство самовыражения старшеклассника. Проблема в том, что взрослым это трудно понять: вместо того чтобы принять образ старшего подростка, они обостряют конфликт.
Автор акцентирует внимание на том, что механизм развития и разрешения конфликта у старшеклассника иной, чем, скажем, у младшего школьника.
Подростков в ходе конфликтного взаимодействия волнуют преимущественно собственные мысли и чувства, а не внешний «событийный» контекст конфликта, как у младшеклассников. Более того, внутренние конфликты у старших школьников зачастую бывают главной причиной осложнения отношений с окружающими людьми. В последнем случае конфликт нельзя разрешить «на месте», поскольку он имеет свою историю возникновения и развития. Разрешение подобных конфликтов требует длительной и кропотливой работы и личностного подхода к каждому из воспитанников.

В школе часто путают результаты и эффекты воспитательной работы. К примеру, уже стали привычными утверждения, что «результат внеучебной воспитательной деятельности учителя заключается в развитии личности школьника (или формировании его социальной компетентности)». При этом упускается из виду, что личностный рост зависит в том числе от собственных усилий ребенка по самостроительству, от воспитательных «вкладов» в него семьи, друзей, ближайшего окружения.
Как пишут Д.Григорьев и П.Степанов в статье «Воспитательные результаты и эффекты внеучебной деятельности» («ЖУРНАЛ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ», № 8 за 2009 год), невнятность понимания самими учителями результатов своей деятельности не позволяет уверенно предъявлять эти результаты обществу, рождает общественное сомнение и недоверие к педагогической деятельности
Но в чем же тогда результат внеучебной воспитательной деятельности педагога? Например, в получении школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура). Но, конечно, это не единственный возможный результат. Авторы считают, что в целом можно говорить о трех уровнях результатов воспитательной деятельности, суть которых раскрывается в публикации.

Уже более одиннадцати лет школа деревни Кулиш (Чунский район, Иркутская область) имеет свое подсобное хозяйство. Сегодня его можно уже назвать мини-фермой.
Что это дает? Во-первых, охват горячим бесплатным питанием и занятость учеников во внеурочное время. Во-вторых, благодаря вырученным с подсобного хозяйства средствам приобретены спортивный инвентарь, морозильные камеры, компьютеры, покупаются книги в библиотеку, оргтехника и многое другое. В-третьих, труд на земле становится для детей частью учебного процесса, частью их жизни. В вариативную часть учебного плана введены курсы: «Огородничество», «Птицеводство», «Машиноведение с основами сельскохозяйственной техники». Как пишет директор школы Т.Немирич в статье «Миссия школы – спасти село» («ДИРЕКТОР ШКОЛЫ», № 10 за 2009 год): «Мы готовим детей к труду, чтобы они были хозяевами на земле». С этой целью в школе разработана и внедрена образовательная программа «Я в хозяева пойду – пусть меня научат». Директор уверена, что именно реализация этой программы способствовала тому, что в школе растет качество обучения, снижено до минимума количество пропусков без уважительной причины, последние несколько лет нет второгодников.

 

Рейтинг@Mail.ru