Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

НАШИ УЧЕНИКИ ВЫХОДЯТ НА СТАРТ


Куценко Елена

Может пригодиться...

Многочисленные опросы показывают, что дети, родители и учителя, мягко говоря, не в восторге от формы и содержания ЕГЭ. Тем не менее он стал реальностью, с которой волей-неволей приходится считаться. Да еще и тратить силы на пробные ЕГЭ. Что ж, попробуем не отступать от принципов гуманной педагогики даже в такой сложной ситуации.

ЕГЭ имеет много отличий от нормальной школьной практики. И они, эти особенности, могут стать причиной низких результатов даже при хорошем знании учебного предмета. Преодоление этих трудностей может стать для ребенка еще одним поводом для исследования своих способностей, особенностей, познавательной стратегии.
Это отдельная работа, которой можно посвятить несколько уроков или классных часов. Пусть ребята вспомнят и оценят, что было самым сложным во время сдачи пробного экзамена: долго не мог сосредоточиться, не сумел распределить время, плохо соображал от волнения, быстро устал – вариантов множество. Их можно обсуждать в общем кругу или записывать индивидуально. После фиксации главных трудностей можно предложить ребятам сформулировать советы самому себе для следующей пробы или для «коллег», которые испытывают подобные затруднения. На этом этапе особенно важно сотрудничество с компетентным психологом, который тактично оценит объективность детских самооценок и добавит к их рекомендациям профессиональные советы.
Единый экзамен станет для ребят, наверное, первым в жизни событием, от которого так много зависит в их дальнейшей жизни. Тем сильнее будет мотивация для его подготовки, в частности для разработки стратегии действий во время сдачи. Это будет хорошей тренировкой для последующих, уже не только учебных, испытаний: определить, чего я хочу достичь, и спланировать, как нужно действовать максимально эффективно.

Психологи советуют: пусть каждый ученик решит, какую отметку он считает для себя желательной. А учитель максимально подробно расскажет о том, какой набор правильных ответов дает искомый результат. К сожалению, сведения эти будут приблизительными (как известно, точные критерии оценивания формируются после выполнения работы, что само по себе нелепо по отношению к любой деятельности, но оставим это на совести организаторов), поэтому планировать нужно «с запасом». Например, на тройку нужно выполнить треть заданий из первой части и одно-два из второй. Или три-четыре задания из части С. Или… Или… Для лучшего понимания стратегий можно устроить защиту каждой: одна группа отмечает ее плюсы и дает рекомендации, какому типу учеников она подходит. Например, тем, кто с трудом переключается, теряется во время проверки, недостаточно хорошо формулирует собственные мысли на бумаге или склонен быстро, но невнимательно решать максимум задач. Можно дать слово и группе критиков, которые придирчиво оценят недостатки обсуждаемой стратегии. Главное в подобной работе – показать ученикам, что у каждого есть выбор и нужно сделать его обдуманно. На следующем пробном экзамене можно протестировать выбранную стратегию. И хотя бы так обратить на пользу детям огромное количество этих бесконечных «проб».

Поскольку родители могут стать существенным добавочным фактором для достижения как успешного, так и провального результата, их тоже хорошо бы настроить на спокойный и деловой лад. Прежде всего им нужно предельно подробно рассказать о сути экзамена, порядке его проведения и оценки. А потом индивидуально обсудить особенности каждого ребенка и наилучшие для него способы подготовки. Ведь что подходит для одного, может быть совершенно неприемлемым для другого. Кому-то нужен слушатель при повторении, кому-то – ассистент при распределении времени, некоторые предпочитают готовиться под музыку (тут родителям придется потерпеть) или учить материал, расхаживая по комнате. Главное – доброжелательный настрой, доверие и готовность помочь.

 

Рейтинг@Mail.ru