О ЧЕМ ПИШУТ, ЧТО ЧИТАЮТ?
У книжной полки
Обозрение педагогической печати
Д.А.Белухин
Мифы и легенды педагогики
М.: МПСИ, 2008
«Как практическая деятельность педагогика появилась одновременно с появлением человека как существа разумного… Она накопила огромный опыт, арсенал методов и средств воспитания, что позволило, по сути, человеку выжить, эволюционировать и совершенствоваться», – читаем мы на первой же странице. Действительно. Как-то раньше не приходило в голову. За эти многие тысячи лет столько всего было придумано, выстрадано, забыто, отвергнуто и снова открыто. В многолетней толще размышлений и практики зародились и созрели мифы – как в любой другой сфере жизни. И мы, какими бы ни считали себя новаторами, используем, копируем или оспариваем их. Часто довольно хаотично и особо не задумываясь об их природе.
Автор же возвращает нас к последовательному осмыслению педагогических мифов и их влияния на повседневную учительскую практику. Например, насколько оправданно утверждение о том, что учитель должен любить детей. Что воспитание – решающий фактор становления личности. А обучение – это формирование знаний, умений и навыков.
Не правда ли, эти фразы воспринимаются как само собой разумеющиеся? А автор доказывает, что утверждения, окаменевшие и слежавшиеся за многие годы, можно и нужно воспринимать критически. Он начинает в каждом случае с позиции личностно ориентированной педагогики разбираться со смыслами, возвращая их словам.
Оливье Револь
Ничего страшного:
неуспеваемость излечима
М.: ЛомоносовЪ, 2009
На первый взгляд название книги кажется неоправданно оптимистичным. Как же «ничего страшного», если перед глазами каждого учителя ежедневно проходит множество примеров того, как дети самого разного возраста приводят в отчаяние взрослых катастрофической школьной неуспеваемостью, ленью, вызывающим поведением. Однако автор знает проблему не хуже нас с вами, он много лет консультирует таких ребят да еще и имеет немалый опыт собственных учебных трудностей. И убедился на практике: школьная неуспеваемость – не приговор, с ней можно успешно бороться. К нему, детскому психиатру, работающему в Центре исследования проблем обучения, обращаются в тех случаях, когда, кажется, исчерпаны все способы со стороны родителей и учителей.
«Регулярно в воскресенье вечером Том чувствовал недомогание. А поутру, корчась от боли в животе, он входил в родительскую спальню со словами: “Я не могу идти в школу…”»
«Вирджиния ничего не делает на уроках. Учительница оставляет ее доделывать работу на переменах. Ее результаты ужасающи. А дома с ней просто беда. Она стала непредсказуема…»
«Родители не только издерганы проблемами в школе, но еще и чувствуют груз ответственности за сына…»
Таких историй в книге немало. Синдром дефицита внимания, депрессия, дислексия, дисфазия, гиперактивность – каждый случай индивидуален, каждый требует диагностики и очень точно выверенного вмешательства, помощи, наблюдения. Читая о большинстве из них, можно только вздохнуть: где же нам взять специалистов такого уровня, готовых в сотрудничестве с школьным психологом, учителями, семьей, логопедом выстраивать стратегию сложной коррекционной работы. С другой стороны, доктор Револь доказывает, что от школьного окружения действительно очень многое зависит. Возможно, истории реабилитации маленьких французов помогут и российским читателям иначе увидеть проблемы своих двоечников, лентяев и задир. И отнестись к ним по-новому. Кстати, в последней части книги автор собрал обоснованные и очень реалистичные рекомендации для учителей.