Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

Серженко Олег

Как усваивается учебная информация

О классификации «когнитивных стилей»

Все дети разные, и от необходимости принимать это разнообразие не уйти. Достаточно признать, что ничего страшного нет в том, что один ребенок воспринимает и запоминает так, а другой по-другому, и эти способы совершенно не в духе, не в стилистике их учителя. И перенести акценты с единства на непохожесть, научиться работать с ней.

Известно: думает, воспринимает и запоминает информацию каждый человек по-своему. У каждого свои способы решения проблем, и те приемы, которые срабатывают у одного, не годятся для другого.
Исследуя разные «когнитивные стили», ученые первым делом взялись за их классификацию. Ведь разные-то они разные, но типология все же есть.
Да, одни люди понимают и интерпретируют происходящее в упрощенной форме, а другие по тому же поводу создают многомерную модель реальности, выделяя в ней множество взаимосвязанных сторон.
Одни при анализе ориентируются на различия объектов, на отличительные признаки, детали, другие – на сходство, они классифицируют с учетом обобщенных категориальных оснований.
Есть те, кто быстро выдвигает гипотезы в ситуации выбора, но допускает много ошибочных решений, а есть люди с замедленным темпом принятия решений, и ошибок они допускают меньше, потому что дольше анализируют.
Кто-то может быстро выйти из-под влияния обстоятельств («поля»), полагаясь на внутренний опыт, быстро и точно выделить характерную деталь из ситуации, а кто-то не может, потому что он «полезависимый».
Эти и другие дуальные оппозиции только краешек исследований своеобразия психического устройства каждого. Наиболее разработаны вопросы особенностей хранения информации в памяти. Порази­тельно, например, насколько по-своему укладывает память каждого то, что нужно запомнить.
Есть «сглаживатели»: сохранение материала в памяти сопровождается его упрощением, потерей деталей, выпадением тех или иных фрагментов. Есть «заострители»: происходит выделение, подчеркивание специфических деталей запоминаемого материала. В этом смысле любые обобщения по поводу того, как следует запоминать или как лучше организовать запоминание, некорректны. Каждый сам вырабатывает свою стратегию запоминания, сам находит удобный для него путь. Важно не мешать человеку, не сбивать с собственного когнитивного стиля, не переучивать, а давать возможность определить, как ему удобнее. Если это уже понятно, нетрудно подобрать соответствующие техники развития памяти.
О том, что у детей существуют индивидуальные особенности познавательных процессов (стили), знает каждый педагог. В основном – на интуитивном уровне. Так же, на уровне интуиции, он включает их в учебный процесс. Но для того, чтобы развивать на основе стилей различные исследовательские стратегии учеников, у него пока нет необходимых знаний и умений. Хотя, возможно, будущее педагогики кроется где-то здесь.

Рейтинг@Mail.ru