Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

Сезон олимпиад открыт...

Письмо ноября

По школьному календарю время районных олимпиад. Участвуют победители школьных. Для кого-то из ребят впереди региональная, а потом – кто знает, – может, и всероссийская окажется по плечу.
Сертификат победителя нужен всем. Ученику, чтобы повысить шансы поступления на бюджетное отделение вуза; учителю для более успешной аттестации; школе для повышения позиции в рейтинге. И мы уже не раз писали о том, как в погоне за успехом люди вдруг забывают, кто они, где, зачем. И не педагоги, и не на школьной олимпиаде, и не для детей, конечно. И опять об этом ваши письма…

«Сегодня с утра проводить уроки в десятых было невозможно: разъяренные дети вернулись с районных олимпиад по русскому языку, истории и физике – не дать им высказаться – это немыслимо.
Начнем с того, что мы опоздали, потому что время и место были изменены, и на вопрос, почему не предупредили, нам было сказано: спросите завуча, пусть посещает совещания. Потом я смотрела на сайте – нет там никакой информации о переносе. Да лучше бы мы вовсе потерялись. Ведь то, что происходит на районных олимпиадах, детям показывать нельзя.
Русский язык. Чем варежка отличается от баранки с точки зрения истории языка? Вы задумались, а зря. Если бы в день олимпиады вы набрали ключевые слова в поиске, в Гугле правильный ответ шел бы первой строкой, в Яндексе – второй. Полный набор ответов. Телефоны не изымались.
Физика. По словам детей, ни одной интересной задачи. Но все – на знание формул, в том числе тех, которые еще не изучались. «Эх, почитали бы учебник вперед, но кто же мог подумать!» – сокрушались ребята. Да и думать-то нечего: кому-то «своим» смотрящая принесла готовые решения, и люди ушли через 15 минут.
История. У некоторых учебник. На коленках – только сначала, потом списывают в открытую. Кто-то заходит, видит и начинает кричать: обнаглели, позорите свою школу – и так далее, всех оскорбили. Но ничьи результаты не аннулировали, учебники не отобрали.
Так что почти весь мой урок дети возмущались: «Никогда больше не пойдем, каждый год одно и то же, победители одни и те же, и все липовые». А потом мои физики рассказали о своем прошлогоднем эксперименте: записали с другом решение одной из задач одинаково, слово в слово. У одного за нее пять баллов, у другого ноль: «Да они их не проверяют, кого надо, того без проверки протянули!»
Самое интересное – на следующий год все равно пойдут. Сильные дети, они хотят померить свои возможности разными мерками, испытать себя в нештатной ситуации. Но если бы олимпиада проводилась для детей!
Все только для формы. Например, мои дети, не ставшие победителями первого уровня, очень хотели поучаствовать во втором. А нельзя. «Это что, я буду лишние работы проверять? А вдруг они победят?» – такие резоны нашла методист. Зато, оказывается, запросто можно забить в базу данных одних, а послать других – это у кого какие интересы. Главное, лишь бы они были не детскими.
А дети что – у них пятнадцать олимпиад за две недели, масса несбыточных надежд, и все им кажется, что «это только у нас в городе такой беспредел творится».
Завтра им на олимпиаду по географии…»

Рейтинг@Mail.ru