ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ
Образовательное законодательство: регионы делятся опытом
Нередко начинания местных парламентариев опережают проекты федерального центра
В Госдуме прошли парламентские слушания «О развитии регионального образовательного законодательства
как составной части законодательства Российской
Федерации в области образования». Как показало обсуждение,
самые острые темы в этой области – сохранение сельских школ, поддержка молодых специалистов и обеспечение учительских
льгот. С помощью видеотрансляции в слушаниях участвовали
2895 депутатов законодательных органов всех уровней власти,
3000 работников системы образования Российской Федерации
из всех федеральных округов.
Когда инициатива ненаказуема
Как считает председатель Комитета Госдумы по образованию Григорий Балыхин, один из основных недостатков регионального законодательства – отсутствие общей методологии. «Каждый действует практически в одиночку», – объяснил Г.Балыхин. Отсюда разнобой в тематике и количестве нормативно-правовых актов. Кроме того, местное законодательство часто противоречит федеральному: региональные парламенты не успевают вносить поправки в свои законы, что вполне понятно: за последние 3 года было принято около 30 федеральных законов и несколько десятков иных нормативно-правовых актов в области образования.
Аргументы Г.Балыхина в какой-то мере опроверг директор Департамента государственной политики в сфере образования Игорь Реморенко. Он рассказал о случаях, когда инициативы местных законодателей опережают начинания федерального центра.
Например, в Москве принят закон об обязательном среднем (полном) общем образовании. В Хабаровском крае – закон о мерах социальной поддержки детей-сирот. В Ханты-Мансийском автономном округе – нормативно-правовой акт департамента образования и науки, определяющий порядок использования дистанционных образовательных технологий для обучения детей-инвалидов, не посещающих школу.
Дистанционное обучение с 2010 года станет одним из направлений нацпроекта «Образование». И опыт ХМАО может стать элементом общей федеральной системы, считает И.Реморенко.
Что же касается правового единообразия, то оно, по мнению И.Реморенко, не нужно в тех случаях, когда речь идет о региональных особенностях. Так, совершенно бессмысленно устанавливать одну, общую для всех норму по малокомплектным школам, развитие которых определяется специфическими условиями той или иной территории – будь то Кавказ или Дальний Восток. Также не следует ограничивать введение на региональном уровне новых типов и видов образовательных учреждений – таких, например, как кочевые школы в Республике Саха (Якутия).
Как сохранить сельские школы?
При разработке законов региональные парламенты учитывают национальные, географические, демографические и другие особенности своих территорий.
Скажем, во многом благодаря взвешенной политике законодателей не была закрыта ни одна малокомплектная школа в Якутии, где расстояния между населенными пунктами измеряются сотнями и тысячами километров.
Стараются сохранить малокомплектные школы и в Амурской области.
По свидетельству министра образования области Сергея Степанова, из регионального бюджета выделяются средства на подвоз учащихся, на повышение квалификации педагогов, на организацию летней практики, на содержание интернатов при школах.
«Такой подход гарантировал сохранение и достаточное финансирование всех школ Амурской области, тем не менее наш регион постоянно подвергается серьезной критике за неэффективные расходы и за несоответствие федеральным нормативам по наполняемости классов», – сказал С.Степанов.
Проблема сельских школ стала самой обсуждаемой на парламентских слушаниях: во многих регионах их больше, чем городских. Например, в Оренбургской области 42% территории составляют сельские поселения, а сельские школы – 75% от числа всех общеобразовательных учреждений.
Сельские школы переживают не лучшие времена. Например, около 700 сельских школ в Красноярском крае представляют собой деревянные постройки 60-х годов, многие находятся в аварийном состоянии.
«Проводить дистанционное обучение в развалюхе будет очень трудно, уже не говоря о качестве образования», – считает председатель Комитета законодательного собрания Красноярского края по образованию, науке и культуре Василий Нечаев.
В связи с этим он предложил принять федеральную программу по строительству сельских школ.
Как обеспечить законные права
учителей?
Помощь федерального центра необходима и для того, чтобы сельские учителя могли реализовать свое право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, закрепленное в Законе «Об образовании».
Расходы на эти цели должен обеспечить федеральный центр, однако на практике не выделяется ни копейки.
Между тем авторы некоторых законопроектов, находящихся в настоящее время на рассмотрении в профильном комитете Госдумы, предлагают перенести эти обязательства на региональный уровень. По мнению участников слушаний, такой вариант неприемлем, особенно для дотационных субъектов РФ.
Например, в Карачаево-Черкесии более 6000 педагогов имеют право на получение льгот по коммунальным услугам. По словам председателя парламента Карачаево-Черкесской Республики Зураба Докшокова, для финансирования этих льгот в 2009 г. требуется около 142 млн рублей, в 2010 г. – почти 168 млн рублей. Однако ни в прошлом, ни в нынешнем году эти деньги не выделялись, учителя вынуждены были обращаться в суд для защиты своих прав.
По мнению участников дискуссии, не реализуется на практике и право детей на получение бесплатного дошкольного образования.
Для обеспечения всех нуждающихся местами в детских садах требуются миллиарды рублей.
Как подчеркивали участники слушаний, это общенациональная проблема и ее, безусловно, надо решать в комплексе, разделив ответственность между всеми уровнями власти, включая федеральный.
По мнению председателя Комитета по образованию, культуре и делам молодежи законодательного собрания Республики Карелии Елены Ворошило, необходимо законодательно закрепить статус семейных детских садов. Эта форма дошкольного воспитания сегодня активно развивается в регионах.
Как стимулировать
молодых специалистов?
Еще одной важной темой стала поддержка молодых специалистов.
Варианты предлагаются самые разные – от квотирования рабочих мест до принятия в масштабе страны межведомственной программы «Молодой специалист»; программа предусматривает госзаказ на подготовку и распределение выпускников в «общественно значимых отраслях экономики», а также систему социальных гарантий.
По мнению заместителя председателя Комитета Воронежской областной думы по труду Николая Куролесина, в региональных бюджетах необходимо «планировать средства, и может быть немалые, для выплаты различного рода надбавок молодым специалистам – с целью закрепления их на местах».
Такая система действует во многих территориях, в том числе в Ленинградской области. Сумма, выделяемая молодым специалистам, позволяет им внести первоначальный вклад на строительство нового жилья.
В Мурманской области намерены перевести всех учителей на одну ставку, что позволит высвободить около 2000 вакансий для выпускников педвузов.
«Сегодня большинство из них, даже с красными дипломами, востребованы на рынке труда в качестве кассиров в супермаркетах. А ведь многие из них хорошо подготовлены, владеют самыми современными методиками обучения и очень хотят работать в школе», – подчеркнул председатель Комитета по образованию, политике и охране здоровья Мурманской области Рувин Трипольский.
По его словам, с 2010 г. в Мурманской области планируется начать эксперимент по конкурсному отбору учителей в ресурсных центрах и профильных школах для создания конкурентной среды и повышения качества образования.
Повлияет ли кризис
на бюджетные расходы?
Несмотря на кризис, многие участники слушаний заверили, что финансирование образования в следующем году не будет урезано.
«Несмотря на непростые экономические условия в Оренбургской области, у нас в проекте бюджета 2010 года предусмотрено увеличение средств на образование почти на 1,5 миллиарда рублей по сравнению с прошлым годом. Мы планируем, что через 1,5 года в области произойдет 100-процентное оснащение школ всеми необходимыми системами, в первую очередь пожарной безопасности», – заявил председатель законодательного собрания этого региона Дмитрий Кулагин.
В Ленинградской области предусмотрены средства на повышение заработной платы работников образования.
В Тульской области норматив подушевого финансирования на одного учащегося за последние 5 лет увеличился с 17 до 107 тысяч в год, что позволило не только повысить зарплату учителям, но и выделить средства на укрепление материальной базы, капитальные ремонты, меры противопожарной безопасности.
Говоря о новых системах оплаты труда, выступавшие предлагали различные пути ее совершенствования – в частности, не учитывать коэффициент сложности предмета и количество учащихся в классе, но вместе с тем принимать во внимание внеаудиторную нагрузку педагога (дополнительные занятия, экскурсии и т.д.).
В своем заключительном слове Г.Балыхин пообещал, что все предложения и замечания будут внимательно изучены, систематизированы и учтены, в том числе при разработке нового интегрированного законодательного акта об образовании.
Что же касается наиболее острого вопроса – льгот для сельских учителей, – то законопроект на эту тему планируется представить на рассмотрение Госдумы до конца этого года. Г.Балыхин заверил, что депутаты сделают все возможное, «чтобы в Год учителя наши педагоги не потеряли тех преференций, которые были установлены еще в 30-?е годы и которые так необходимы в период кризиса».