Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2009
Третья тетрадь
Детный мир

«...Когда я выглянула из окна в полдень»

Шестиклассники прощаются с осенью

Чувства, настроения, вызванные изменениями в природе, переживает каждый, а ребенок – так остро! Но дайте ему сказать
о них. Невелик труд – попросить ребят отвлечься от урока и посмотреть за окно. Что там? Как? Опишите в нескольких предложениях. И образ – скажется…

…Рыжие березы за черным забором раскинули свои ветки над крышами домов. Вблизи единственная рябина с мелкими пучками ягод стоит обнаженная, а каштан еще зеленый, лишь желтые жилки виднеются. Мелкий дождик моросит, стараясь занять каждую клетку асфальта.
…Деревья. Все листья на земле и немного на деревьях. Опять нет солнца, и такие дни все чаще и чаще. Пасмурно, листья падают ежесекундно. Осень.
…На школьном дворе Осень и Лето играют на листьях уставших деревьев. Темные мгновения – и просвет игривости осенней...
…Когда я выглянула из окна в полдень, я увидела голые деревья, которые стоят за забором, и услышала шорох листьев. Я посмотрела пониже и увидела ребенка, он то бежал, а то останавливался и делал «салют» из листьев. Очень красиво!
…На улице зябко. Солнце уже не светит. Все дети такие маленькие по сравнению с деревьями.
…Взгляд из окна – и я вижу беседку! Вокруг нее листья сложили узор на земле. Ветер поднимает листья, они кружатся, то взмывая в небо, то падая в узоре.
…Полдень. Окно, деревья, листья, ветер. Детская площадка. Небо… небо. Я и мечта.
…На улице тесно. Ветра нет. На дворе не ночь, а темно. Все насквозь синее. «Раз в октябре зима, что же будет в январе?» – спрашивают люди. «Весна!» – отвечает ветер.
…Стоит стройное и ветвистое. Остальные вялые, словно гнилые, а оно – желтое, яркое. А небо белое-белое. Мир словно заколдованный. Ни одного движения.
…Взгляд затрагивает угол козырька от входа в школу, видна рябина, чуть сгнившая. Так и представляешь ее в окружении сугробов.
…Вижу беседку. Ее закрывает несколько деревьев, сверху на беседке желтые листья… и красные тоже! Беседка пустая. Иногда кто-то проходит мимо, но так, как будто ее нет.
…Осень, холодная и грустная. Деревья смутились. Двор опустел. Люди идут, переполнены заботой и скукой. Пройдет!
…Холод, мрак, забор. Одиночество. Как будто страшно мне.
... – Ах, лист, давно ли ты летаешь и дышишь воздухом холодным?
– Нет, я только оторвался.
– Ах, лист, увидишь ты красоты наши. А после – в лужу упадешь.
– И вот моя вся жизнь?
…Я сижу на уроке и хочу посмотреть в окно, чтобы писать про осень. Но мне мешают шторы, хоть они и полупрозрачные. Если бы я была облаком, летала бы везде и все видела. Или хотя бы могла лежать на облаках. А облака плывут медленно-медленно, так медленно, что пейзаж с высоты мне надоедает. И с каждой минутой все больше.

Всегда интересно, как дети осваивают новое место в поездках и на экскурсиях. Уж точно не по плану экскурсовода или автора музейной экспозиции. Видят что-то свое, очень часто их внимание занимают совершенно «нестоящие» детали. Но это не страшно, главное – чтобы все-таки возникал свой образ места, воспринимался его дух. Для этого можно попросить ребят делать во время путешествия зарисовки, в том числе и словесные…

...Я никогда не замечала столько оттенков осени! Столько ярких тонкостей. Или замечала, но осень такая мимолетная, что я забывала? А может, это такая Болдинская осень?
...Когда мы пришли в парк, я обратила внимание на мост. Он застыл над озером. Озеро черно-серое, а мост – белый. Золотые листья на земле, некоторые листья – в озере. Плывут маленькие золотые хлопья.
...Меня Болдино встретило смешно – черными коровами и курицами. Я почувствовала холод в руках, листья под ногами, воздух над головою. Прозрачный, светлый, свежий.
...Красота парка раздирает меня на капли. Беседки, дома, мосты, пруды и ручьи. И вот я рисую пейзаж, на котором есть и беседки, и ручьи, и пруды. А что там, в домах?
...Болдино как сон. Эти деревья, оттенок листьев – любой. От бордового до рыжего, от огромного до хилого. Тут жил поэт, и тут были его музы. Приходили тут к нему. Теперь тут я. Уезжать пока не хочу, хочу побыть еще. В Москве все приземлено, а здесь я летаю.
...Я увидел в парке Иву, которой уже больше двухсот лет. Я увидел церковь с черными куполами. Под ногами много красных и желтых листьев. Ручей. Холодно как!
...Когда я зашла в парк и увидела зеленую траву, у меня было такое ощущение, что до сих пор лето. И я не хочу отсюда уезжать. Не хочу, чтобы наставала зима.
...Осень в Болдино холодная. В парке видно три цвета: темно-синий цвет озера, черный – деревьев, ветки которых изображают какие-то фигуры. И бледно-голубой – это небо, неподвижное и огромное. И кажется, что здесь время остановилось.
...Болдино. Деревья, отдаленные от Москвы. Здесь летает вдохновение, думы мелькают и атмосфера здесь, как в XIX веке. А в Москве сырость…
...Мост навис над прудом. Снизу видно: паутина и мох. Сколько лет этому мосту? Паук словно застыл, он сама задумчивость. Тишина. У пруда, чуть выше, красивый дом. В нем когда-то жил Пушкин.
...Листья опали. Такое чувство, будто они сохраняют тепло. В парке течет ручеек, впадая в озеро. Через озеро белый мост. Рядом церковь, ухоженная, красивая. Капает мелкий дождь. Такая тишина. Я жду момента, чтобы написать красивые стихи.
...Памятник у озера. А я в ожидания чуда. Вдруг Пушкин открыл глаза, засмеялся и прыгнул в воду. Какая-то женщина подошла, отругала, повела его домой. Тут я открыла глаза – памятник на месте.
... Осень, холод. Время надежды на тепло. Осенние краски очень яркие: желтые, красные, рыжие – они согревают душу и тело. А мне одиноко. Или это только в Болдино?

Подготовила Людмила ПЕЧАТНИКОВА

Рейтинг@Mail.ru