Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2009
Третья тетрадь
Детный мир

Болсуновская Надежда

Банановый или персиковый?

Почему дети не доверяют своим желаниям

Неизвестно, что лучше – ходить по школе в маске, в бусах из долек чеснока, видеть на каждой дверной ручке ватку, смоченную дезраствором, или сидеть дома. В школах карантин, но в кои-то веки вынужденным каникулам не рады не только родители, но и дети:

…Одному дома плохо. Страшно и не знаешь, что делать… Я сам не ем, пока мама не придет… Мне говорят: ни к каким приборам не прикасайся, только пультом от телевизора можно пользоваться, скучно… Мне, когда дома никого нет, задают писать, решать, читать… Из дома выходить одному нельзя, вообще «к дверям не подходи»…

Дети давно школьники, а в отсутствие взрослых испытывают дискомфорт и неуверенность. Не знают, чем себя занять, каждые пять минут звонят родителям или учителю: «Что мне делать?»
Проблема: быть самим собой, оставаться наедине с собой ребенок не умеет. Типичная картина: девочка звонит маме из столовой, чтобы спросить, какой ей выбрать сырок, банановый или персиковый. Мальчик консультируется по телефону у мамы, надо ли ему переписывать контрольную и в какой тетради. Спрашиваю: «Почему ты беспокоишь маму по мелочам?» – «Моя мама лучше знает, что мне надо делать».
Феномен «ребенка на привязи» становится все более распространенным. Обратим внимание на те «мелочи» родительского поведения, которые отбивают у ребенка охоту хотеть что-то делать. Рассмотрим самые распространенные случаи.
«Поиграл – убери комнату». Варианты: освободи стол, поставь книги на место, собери фломастеры и т.д. Это надо сделать по первому слову, немедленно, но главное – точно таким образом, как требует мама.
«Тебя не просили». Ребенок решил, например, сам пожарить картошку, или постирать, или переставить книги в шкафу по своему вкусу, или купить что-то из продуктов.
«Делай, как тебе говорят». Допустим, ребенок взялся помыть посуду, а начал не с чашек, а с вилок. Не так! Или мусор понес: «Ты возьми сначала один пакет, потом придешь за вторым». Но нет, он упрямо тащит оба, роняет – у родителей зла не хватает: «Я же сказал!»
Теперь представьте, что ребенок – это вы сами. Вам не позволено ни решать, что делать и когда, ни размышлять над тем, как, каким способом выполнять действие. Главное – у вас нет возможности попробовать сделать по-своему, понять, как это – «правильно», «лучше». И вы скажете: нет, чем так, вне личного поля, уж лучше вообще никак.
То же с ребенком. Очень рано ему дают понять, что его собственный опыт проб и ошибок ничего не стоит по сравнению с родительской мудростью. Чем и оказывают медвежью услугу: оптимальные для себя способы взаимодействия с миром человек может «вырастить» только сам. А за попытками «приставить свою голову» ничего, кроме отторжения и зияния пустоты, не последует…

 

Рейтинг@Mail.ru