Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС


Меркулов Филипп

Опять уроки прогулял...

Что нужно сделать, чтобы вернуть ученика в класс и помочь ему преодолеть неизбежные трудности в обучении.

Причина первая. Слабое здоровье

Есть очевидные, всем известные причины пропусков школьных занятий. Начнем с простой – слабое здоровье ребенка. Сначала он не ходит в школу вполне официально: есть справка от врача, родители в курсе. Пройдет какое-то время, заболевший появится на занятиях и обнаружит, что ничего не понимает ни в физике, ни в геометрии. И начнет по утрам жаловаться на голову или живот, уговорит бабушку написать записку классному руководителю. Потом сам сочинит подобный оправдательный документ или просто не придет в класс.
Вернуть в школу такого незаметного «хроника» очень трудно: серьезные пробелы, отсутствие привычки к постоянному труду, действительно слабое здоровье. Ребенок сможет продолжить учебу в своем классе, если в школе есть система поддержки часто болеющих детей. Или просто классный руководитель находит время хотя бы раз в неделю связаться с отсутствующим учеником, его родителями. Поговорить, расспросить о самочувствии, проверить домашние задания и выдать новые. Сегодня хороший помощник – интернет. Легко получить сочинение, отправить следующую порцию задач. Можно переложить часть забот на ребят: пусть по очереди работают посыльными, а заодно репетиторами. И сами материал лучше поймут, и товарищу помогут, почувствуют радость быть нужным.
Всякий ученик, пропустивший много занятий, в том числе по болезни, должен иметь возможность получить на руки список всех пройденных классом тем, написанных зачетных работ, а также график дополнительных занятий с педагогами или старшеклассниками. Это поможет ему не только осознать предстоящие трудности, но и увидеть пути выхода из ситуации.

Причина вторая. Трудная социальная ситуация

Вторая типичная причина школьных прогулов – неблагоприятная социальная ситуация, в которой оказался ученик. Подросток вынужден подрабатывать или сидеть с младшими братьями-сестрами, помогать родителям по хозяйству. Ему просто некогда ходить в школу, делать уроки. К сожалению, здесь учитель почти бессилен. В таких случаях редко удается убедить родителей в важности получения ребенком образования.
Возращение к учебе возможно, если получается установить личный контакт с самим подростком (ученик начальных классов в большей степени зависит от семьи) и выстроить какую-то индивидуальную образовательную программу, достаточно гибкий график посещений, позволяющий совмещать работу, домашние хлопоты и образование. Для этого ребенок должен сам очень хотеть доучиться. Увы, это редкий случай. Повышает учебную мотивацию наличие у ребенка ясного представления о будущем, о том, зачем нужно учиться, заканчивать школу.

Причина третья. Тяжелый характер

Однако большая часть прогульщиков – дети из достаточно благополучных семей и вполне здоровые. Подростки, с которыми не в силах справиться ни семья, ни школа. Причина их проблем – сложности с учебой (они до такой степени запустили ее, что сами догнать уже не могут) и неумение выстраивать отношения со взрослыми и одноклассниками, среди которых они не находят ни одного человека, к которому могли бы обратиться за помощью.
Исследователи заметили, что большая часть нарушителей (грамотный термин: «школьная дезадаптация») обладают сходными психологическими особенностями: повышенный уровень тревожности, неспособность адекватной оценки себя в учебной деятельности, трудности само­осознавания (ребенок не замечает у себя признаков депрессии и тревоги, не отдает себе отчета в том, что с ним происходит). Их отношения со взрослыми, в первую очередь с родителями, напряженны, лишены доверительности.
Можно выделить два почти противоположных склада характера, чьи обладатели более других готовы к побегу из класса. Первый – это обидчивый, самолюбивый подросток, довольно замкнутый, сосредоточенный на собственных эмоциях, не слишком способный чувствовать чужое настроение. Второй тип – легкий человек, жаждущий активной деятельности, острых ощущений, «ловец удачи», он «не заморачивается», не борется с трудностями. Получилось – отлично! Если нет – поищем радостей в другом месте.

Педагогическая поддержка

Понятно, что необходима серьезная работа по выявлению учебных пробелов каждого ребенка и ликвидации этих «белых пятен». Однако это процесс долгий, со своими взлетами и падениями. Как удержать детей в классе?
Для начала – не провоцировать уход ребенка с урока. Как часто строгие администраторы и учителя гордятся тем, что никого не пускают в школу в класс) после звонка или из-за отсутствия сменной обуви, книги, циркуля, домашнего задания, красок, спортивной формы… Вот и объясняет ученик дома: опоздал на первый урок на 5 минут – не пустили, на второй урок не пустили без учебника. А потом уже и смысла не было. Выговор за прогул и нравоучение в пользу дисциплины и собранности – разные вещи. Может, для какого-то усердного и успешного ученика пропуск урока – наказание. Но для потенциального прогульщика – это шанс сбежать из школы и остаться практически невиноватым.
Значит, обязательно пускаем всех, кто пришел, до или после звонка, с портфелем или вообще без всяких учебных принадлежностей. Пришел после нескольких прогулов? Все равно входи, начинай работать, потом, на перемене, будем разбираться с опозданиями, неготовностью к занятиям и прочими грехами. Урок – время эффективной учебы. Конечно, педагогу стоит иметь запас индивидуальных заданий разной степени сложности по всем темам курса.
А после того как допущенный к занятиям лентяй весь урок делал на последней парте вчерашнее домашнее задание, можно поставить ему что-то положительное за выполненную работу и назначить дополнительные занятия для отработки пропущенной классной работы.
Да, оценки. Каждый раз, выставляя в журнал ту или иную цифру, педагог должен подумать, как она повлияет на желание ребенка учиться дальше. Понятно, что коллекция двоек это желание не усилит. Известно, что 82% «злостных прогульщиков» учатся в основном «на тройки» и 8% – «на двойки». Естественно, чем реже ходишь на уроки, тем труднее в них разобраться. Но это взрослое понимание. Для ребенка ситуация выглядит иначе. Чем чаще ходишь на уроки, тем больше двоек и неприятностей. Получается, лучше не ходить.
Хуже всего влияют на потенциальных гуляк всевозможные рейтинги. Прогульщики постоянно оказываются в конце списка, и это ущемляет их самолюбие. Тут уж вовсе не до учебы становится.
А как быть учителю: поставить тройку неучу ни за что? Это не выход. Попробуем поставить несколько отметок за разные части работы. Отдельно оценить оформление, знание тех или иных разделов программы, оригинальность решения, работу с источниками информации, уменьшение количества ошибок за последнюю неделю... Ребенок постепенно начнет видеть свои сильные и слабые стороны, заметит позитивные сдвиги. Появится точка опоры и желание снова прийти на урок.
«Слабому» ученику легче работать в группе. Особенно когда рабочая группа сохраняется в течение нескольких уроков. С одной стороны, ребенок может разделить ответственность с одноклассниками, с другой – чувствует, что должен внести свой вклад в конечный результат. Это заставляет его приходить на занятия.
Свободолюбивому подростку важно не «отсиживать срок», а работать на результат. Если учитель обозначит такой итог (нужно ответить на 5 вопросов, или решить 15 задач, или законспектировать два параграфа учебника) и критерии оценки работы, ребенок будет трудиться более сосредоточенно. Зато, справившись с заданием пораньше, он сможет, к примеру, пойти в столовую пообедать еще до звонка.
Вообще лучший способ профилактики прогулов – поощрение присутствия. Скажем, в Америке каждую неделю (месяц, семестр) дают призы детям, не пропустившим ни одного урока. Это почетные награды, о которых не стыдно упомянуть в резюме при поступлении в университет или на работу. Пусть в меньших масштабах, но такую систему поощрений можно придумать и у нас. Призом могут стать не дипломы и не шоколадки, а особые права, дополнительные степени свободы.

Рейтинг@Mail.ru