Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

Фролова Ольга

Не нравится – не аттестуйтесь...

На вопрос о законности тех или иных требований чиновники отвечают примерно одинаково

Во время каникул и карантина школа не закрывается. Учителя не только совещаются, но и работают над документами, в том числе над аттестационными. Непростое это дело. Нам пришло письмо:

«В этом году нам объявили, что учитель, аттестующийся на высшую категорию или подтверждающий ее, обязан написать справку о работе по форме, ранее утвержденной для получения президентского гранта ПНПО. Честно говоря, непонятно, какой смысл собирать эту толстую папку, если никто ее не откроет, кроме членов комиссии, да и то – полистать. Уж если опыт учителей, получивших грант, лежит на полке нераспакованный, что говорить о документах текущей аттестации?
Однако когда я попросила завуча показать мне приказ, на основании которого я должна проделать эту колоссальную и бесполезную работу, услышала: не нравится – не аттестуйтесь.
У меня вопрос: законно ли это требование?»

В том-то и дело, что в период реформирования порядка аттестации – а длится он уже третий год – говорить о законности процедур не приходится. Проведение аттестации, ее организационное и научно-методическое обеспечение возложены на региональные органы власти, осуществляющие управление в сфере образования. То есть цели, порядок, формы – все на усмотрение местных чиновников.
В Псковской области, например, где учителей аттестуют по результатам учеников, не подтвердили категорию 46% учителей, подтвердили 37% и улучшили 16%. При этом 11% учителей ухудшили свои результаты на две категории и более.
Произвол, конечно. Но заглянем в будущее. На днях Минобрнауки России представило проект Порядка аттестации педагогических работников, который начнет действовать с 1 января 2011 года. Цель определена: «Аттестация направлена на повышение уровня профессионального мастерства и распространение инновационного опыта, а также на стимулирование личностного (статусного) профессионального роста педагогических работников». И правила есть: «Комиссия оценивает знания, навыки и умения (профессиональный уровень) аттестуемого в соответствии с требованиями квалификационных характеристик». И что надо сдать учителю, написано: «Сведения о результатах профессиональной деятельности, общественной оценки и само­оценки аттестуемого; профессиональный портфолио; документы, подтверждающие повышение квалификации». Это все.
Дальнейшее – трактовки местных чиновников. Какими они хотят видеть «результаты», «портфолио»? Что понимают под оценкой и самооценкой? С одной стороны, «процедуры аттестации не должны противоречить федеральным законам и другим нормативным правовым актам РФ о методах оценки профессиональных качеств педагогических работников» («О Порядке аттестации»), а с другой – где это мы видели, чтобы «локальные нормативные акты принимались с учетом мнения представительного органа работников» (ст. 81, п. 3 ТК РФ)?

Рейтинг@Mail.ru