ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ
Модернизация в законе
Результаты инновационной деятельности должны быть нормативно оформлены, считают в министерстве
Многие эксперты и управленцы высказывали опасения:
какова будет дальнейшая судьба наработок КПМО. Директор Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России
Игорь Реморенко настаивает
на институциональном закреплении результатов проделанной работы, иначе, по его словам,
«они растворятся в цепочке других реформ, происходящих
в социально-экономической сфере».
Примером, по мнению И.Реморенко, может служить опыт педагогов-новаторов: их деятельность получила большую общественную поддержку в конце 80-х годов, но не была оформлена институционально, поэтому практически не нашла отражения в нынешних стандартах, учебниках, программах.
При этом, по его мнению, результаты инновационной деятельности должны задавать не догмы, а приоритеты развития образования (по аналогии с президентской инициативой «Наша новая школа»).
Первые реальные шаги в этом направлении будут сделаны в рамках разработки интегрированного закона об образовании (в настоящее время определена его примерная структура и подготовлена основная глава «Система образования»).
Эта глава вносит принципиальные изменения в законодательство. В частности, введены новые понятия, не имеющие аналогов в нынешней редакции Закона «Об образовании», – такие как «экспериментально-инновационная деятельность» и «кредитно-модульная система».
Первое нововведение, по мнению Реморенко, расширяет свободу образовательных учреждений. Второе также способствует решению этой задачи, поскольку закрепляет возможность построения и финансирования учебных программ без жесткой привязки к часам. Это открывает дорогу для индивидуального обучения детей-инвалидов, сельских школьников.
Также авторы нового закона вводят термин «образовательная организация» вместо нынешнего «образовательного учреждения».
Перемена названия, по словам Реморенко, не пустая формальность, а возможность реально расширить полномочия школ и вузов: например, у них появится право на осуществление программ дополнительного образования и на привлечение нескольких учредителей, несущих субсидиарную ответственность за данное учебное заведение.
Большие перемены ожидаются и в системе профессионального образования. Например, статус университета будет присваиваться не за количество направлений подготовки, как это происходит сегодня, а за осуществление научно-исследовательской деятельности, что определит новые требования к аккредитации университетов.
Но главное новшество состоит в том, что в новой редакции закона исчезнет термин «начальное профессиональное образование», а вместо него появится «среднее профессиональное образование». По словам И.Реморенко, это, с одной стороны, соответствует нормам Конституции, в которой нет термина НПО (ст. 43 п.2), с другой стороны, отражает процессы интеграции в системе образования, когда техникумы реализуют программы ПТУ, и наоборот.
Все эти тенденции сохранятся и после вступления в силу нового закона, как сохранится и право учащихся получать рабочие профессии на бесплатной основе и поступать в такие учебные заведения без конкурса.
Расширится и видовое разнообразие школ с учетом происходящих перемен: например, планируется нормативно закрепить статус базовой школы, модель которой была отработана в ходе КПМО.
Основное обсуждение интегрированного закона об образовании намечено на 2010 год, а его принятие – на 2011 г.