Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2009
Первая тетрадь
Политика образования

НАШИ ПРОЕКТЫ


Фестиваль «Учительская книга»: открытие под каждой обложкой!

Новые учебники, новые методики, новые подходы в преподавании

В этом году фестивалю «Учительская книга» – пять лет. Наш Издательский дом проводит его ежегодно совместно с Департаментом образования Москвы. Нынешней осенью в фестивале приняли участие все ведущие педагогические издательства и книготорговые организации, специализирующиеся на учебно-методической литературе. Фестиваль как бы предваряет Педагогический марафон, который проходит в Москве каждую весну. И не случайно среди учителей фестиваль получил название «малый марафон». Действительно, во многом они похожи: лекции, семинары, «круглые столы»… Но главное на фестивале – книги!
Здесь знакомятся с авторами, творческими коллективами, концепциями педагогических издательств. Все встречи посвящены книгам, которые можно посмотреть и приобрести (по издательским ценам) прямо в аудиториях столичного лицея № 1535, который стал главной площадкой и осеннего фестиваля «Учительская книга», и весеннего Московского педагогического марафона.

 

Первый день фестиваля был посвящен гуманитарным предметам. Традиционно большой интерес вызвали презентации учебных пособий по ЕГЭ. Авторы пособий, сами учителя высшей категории, рассказывали коллегам, как использовать подготовку к ЕГЭ по русскому языку для развития речи и как научить школьников аргументировать собственное мнение, что необходимо для части С единого госэкзамена.
Состоялось также обсуждение четырех нашумевших словарей, рекомендованных Минобрнауки в качестве нормативных. Сотрудники программы «Словари ХХI века» отметили, что в самом тексте министерского постановления содержится ошибка. Правильно говорить не «содержащие нормы литературного языка», а «отражающие». А это уже совсем другой уровень ответственности. Авторы обещали, что в новом издании к «дОговору» все-таки будет добавлена помета «разговорное». Живую реакцию учительской аудитории вызвало также сообщение, что в научных кругах обсуждается и вариативность орфографии. «Как же нам тогда проверять диктанты?!» – восклицали педагоги.
Не меньшее оживление царило и на выступлении профессора Бориса Ланина, представлявшего учебно-методический комплект «Современные технологии в преподавании литературы». Все авторы этого пособия – школьные учителя, все вопросы неоднократно «обкатаны на детях» в 40 регионах страны. Проект уникален тем, что это первая попытка совместить классический книжный формат с интернетом. Например, в учебнике для 5 класса нет ни одной иллюстрации. Их с помощью поисковых систем должны найти сами школьники. Есть и другие новшества: минимум терминов, меньше произведений для текстового изучения (два в месяц), множество ссылок на бесплатные электронные библиотеки, внимание к современной литературе. Кроме того, в учебнике напечатан электронный адрес его составителя, и желающие могут задать вопросы лично Борису Ланину. По его уверению, на все письма он отвечает в течение 24 часов.
Математика и ЕГЭ – близнецы-братья. Можно сказать, что под таким лозунгом прошел второй день выставки-ярмарки.
Аудитория, где проходила лекция «О задачах типа С на ЕГЭ 2010», была переполнена. Учителя внимательно слушали профессора МГУ Игоря Сергеева, конспектируя каждую задачу, которую он разбирал.
Главные изменения в части С на будущий год – задания стали более гибкими и допускают разные способы решения. Однако, как признал профессор Сергеев, это требует гораздо более высокой квалификации от эксперта, проверяющего ученические работы.
– Вот именно, – зашумели учителя. – Где бы таких еще взять? И где найти задачи для подготовки к части С, если вы меняете условия игры каждый год?
– Мне приходится днями в интернете просиживать, выискивать хорошие задачи, – посетовала одна из учительниц, уже выходя из аудитории. – Как подготовиться к ЕГЭ, если нет толковых задачников?
О нестандартной подготовке школьников говорили и на лекции «Технология подготовки к аттестации учащихся 9 класса в новой форме», которую проводило издательство «СМИО Пресс».
– Чтобы подготовить школьников к аттестации (и последующему ЕГЭ), нужно не заучивать с ними типовые задачи, а развивать комбинаторное мышление, – была уверена Наталья Зорина, методист кабинета математики СПбАППО. – Необходимо использовать задачи, имеющие множество вариантов решения, – привела она примеры из собственной практики (Наталья Андреевна – соросовский учитель). – Использовать нестандартные способы описания задач. Например, моих учеников ставил в тупик факт, что функцию можно задать не только графиком или формулой, но и словесным описанием.
Можно отметить, что большинство издательств сегодня делает упор именно на нестандартность и новые подходы в создании учебников.
Так, одним из ярких событий дня стала презентация нового поколения УМК по математике из учебного комплекта «Сферы» издательства «Просвещение».
Впрочем, Наталья Сафонова, координатор проекта, уверена, что новые пособия – больше чем просто учебно-методический комплект.
– Это учебно-информационная среда, окружающая учителя и ученика, – объясняла она.
Учебники «Сферы» отличают яркие иллюстрации, непривычная учителю «клиповая» подача материала, работа не только с детьми-логиками, но и с чистыми гуманитариями. Учебники действительно необычные, и на презентации «Сферы» учителя с интересом слушали Наталью Васильевну. Однако в торговом зале ажиотаж царил все-таки у стендов со сборниками задач по ЕГЭ.
Третий день выставки «Учительская книга» был посвящен дошкольному и начальному образованию. На стендах рядом с серьезными методичками и пособиями пестрели наборы для лепки, вышивания, кукольного театра и прочие детские радости, вплоть до заманчивых коробочек с красками для разрисовывания лица.
О том, как сделать процесс обучения приятным и почти незаметным для маленьких школьников, рассказывала на своем семинаре, собравшем множество слушателей, Галина Зегебарт. Ее методика, представленная в книге «Учение без мучения», основана на данных детской нейрофизиологии. Часто трудности в овладении чтением и письмом связаны с неразвитостью некоторых участков мозга. А исправить это можно с помощью простых и увлекательных упражнений вроде перебора пальцев или рисования одновременно двумя руками и двумя карандашами.
Многие педагоги пришли послушать выступление заведующей лабораторией педагогики и методики начального образования МИОО Тамары Кругловой и учителя высшей категории Ирины Ивановой, посвященное новым образовательным стандартам (стандартам второго поколения), которые сейчас находятся на утверждении в Минюсте. Тамара Круглова рассказала о некоторых новшествах, содержащихся в стандартах. Например, теперь при проверке техники чтения не будет оцениваться темп. Учитель будет отмечать его только для диагностики.
Последний день выставки-ярмарки прошел под знаком английского языка.
На семинаре «Рекомендации по подготовке учащихся к ЕГЭ в разделе “письмо”», который проводило издательство «СМИО Пресс», свободные места можно было найти лишь в конце большого зала. И это в воскресенье, в десять часов утра!
Впрочем, это неудивительно. Ведь Ольга Беспалова, победитель конкурса «Учитель года 2006», рассказывала о том, как писать сочинение – это одна из самых сложных частей ЕГЭ по английскому, – а также о наиболее распространенных ошибках учеников.
Бурное обсуждение в аудитории вызвал, казалось бы, незначительный факт – как эксперты подсчитывают слова в тексте. Дело в том, что при написании сочинения в форме «Оpinion Essey» (сочинения в форме рассуждения) строго ограничено количество слов – не более 280. И поэтому вопрос, как считаются краткие стяжательные формы глаголов – такие как doesn’t (does not) или can’t (can not), – как одно или два слова, был для учителей животрепещущим.
– До каких пор это будет продолжаться? – возмущались в зале. – Каждый год – новые правила. Сколько можно? Есть, в конце концов, где-нибудь документ, в котором четко прописаны правила проверки сочинений?
– Увы, коллеги, такого документа нет, – разводила руками Ольга Беспалова. – По сути, каждая комиссия такие вопросы решает по-своему. Но мы пытались задать хоть какие-то параметры, используя которые эксперт мог бы оценить разнородные тексты.
…Фестиваль «Учительская книга» подошел к концу. И теперь мы ждем встречи с вами на большом Московском педагогическом марафоне. Он пройдет следующей весной с 23 марта по 16 апреля. Расписание дней марафона смотрите на сайте http://marathon.1september.ru/.

Материал подготовили Наталья ЛЬВОВА и Алексей ОЛЕЙНИКОВ
Рейтинг@Mail.ru