Один на один с государством
30 октября - День памяти жертв политических репрессий
Вопрос о современном отношении общества к политическим репрессиям в СССР нельзя
отделить от вопроса
об их воздействии на общественное сознание. Воздействии, эффект которого заведомо – и в разы! – продолжительнее самих репрессий.
Сегодня отношение к репрессиям не существует как общественная проблема; 30 октября
к Соловецкому камню на Лубянке придут, дай бог, несколько сот человек. А это означает,
увы, что в плане сознания репрессии оказались действенными.
Продолжительное, затронувшее почти каждую семью действие системы советского уголовного правосудия, формально осуществлявшееся в рамках закона – репрессированных судили по нормам права, – но этически беззаконное, привело к нравственному вырождению общества.
В обычном случае уголовное правосудие четко обозначает тот перечень действий гражданина, которые расцениваются как преступные. Также существует – не в праве, но по факту – граница между маргинальными общественными группами, для которых преступление – способ жизни, и остальным обществом, где преступление – чрезвычайное событие.
Политические репрессии в СССР сделали все общество одной маргинальной – уже по отношению к государству – группой; каждый гражданин в силу своей способности мыслить, высказывать суждения, давать оценку советской действительности стал потенциальным преступником. А отсутствие в советском уголовном праве понятия презумпции невиновности закрепило и усугубило это положение.
Общественные представления о правде и справедливости, то есть о том, насколько правда и справедливость представляют собой действенные силы настоящего времени, оказались не просто условными – они исчезли. И не случайно «сквозной» сюжет репрессий – уверенность арестованного в том, что лично он невиновен, а всех остальных органы посадили правильно. Это лишь отчаянная, самоспасительная попытка сознания назывным образом утвердить то, чего в действительности не существует.
Но ситуация, когда искать правды и справедливости в принципе бессмысленно, когда текущий момент становится этически неопределенным, ведет к внутреннему отчуждению человека от любых форм общественной жизни.
Эти формы в их нормальном состоянии – суть механизмы достижения через совместное усилие бо?льшей правды, бо?льшей справедливости (таких, какими они представляются человеку и группе людей), чем есть сейчас. И если представления о возможности правды и справедливости утрачены, общественная жизнь переходит в страдательный залог – не она сама себя оформляет, а ее оформляет власть, вводя те институции, которые считает нужными. Но эти институции производят, как продукт, лишь симуляцию общественной активности, совместного делания, хотя и служат кому-то средством разрешить сугубо частные проблемы (как, например, профсоюзная касса взаимопомощи).
Общественная же нравственность, общественная этика как некая, условно скажем, материя, не представляет собой суммы «нравственностей» членов общества. Всегда есть «зазор», возникающий из-за того, что необходим некий передаточный и одновременно кооперирующий механизм, чтобы нравственные установки конкретного человека проявились, соединившись с другими, как общественное явление. Чем этот механизм – вся совокупность форм общественной жизни – более разветвлен, тонко и «чутко» настроен, чем менее заформализован, тем «зазор» меньше.
И обратное: в стране, где общественная жизнь подчинена государству, безупречность нравственности является личным достоинством, даже подвигом, но в масштабах общества роли не играет; она – обещание возможности иного, свободного будущего; сила в большей степени для будущего, чем для всеобщего настоящего.
Но беда еще и в том, что паралич общественной жизни сразу делает обстоятельства нравственно экстремальными; личная нравственность не охраняется общественной, этот защитный слой, служащий буфером, снят, и каждый человек остается с государством один на один, не рассчитывая на помощь, и те вопросы, которые могли быть разрешены безопасно, существуй эта защита, или вообще бы в этом случае не возникли, становятся в буквальном смысле вопросами жизни и смерти.
Когда люди разобщены, главным способом выживания становится сознательная, а потом уже и бессознательная, вошедшая в привычку поведения безучастность, ведь участие в судьбе друг друга всегда есть косвенным образом апелляция к общим этическим ценностям. В общественно-политическом измерении безучастность называется лояльностью, то есть отсутствием какого бы то ни было этически окрашенного отношения к действительности социума и государства при вынужденном принятии этой действительности.
Страна, в которой установилась лояльность как определяющий принцип общественного поведения, может даже выиграть в ближайшем развитии, благодаря мобилизации и планированию выполнить глобальные проекты, которые в ином случае потребовали бы значительно большего времени и затрат. Но такая страна теряет долгосрочное будущее.
Ближние перемены зримы, наглядны – собственно, перечень таких достижений и предъявляется как доказательство успеха государственной политики СССР: построили Днепрогэс, запустили спутник и т.д. Отдаленные, скрытые последствия – последствия в общественном сознании. Однажды приведенное в состояние лояльности, то есть пережившее регресс до некой начальной точки, в которой человек еще не общественное, не политическое существо, сознание будет тяготеть к этому простейшему существованию.
Два последних десятилетия нашей истории не породили ни устойчивых ценностей, ни желаемого образа страны, который разделяло бы большинство граждан; возникло новое государственное устройство, практически полностью обновился политический словарь, но общественный уклад изменился не слишком: в части общественных отношений мы до сих пор живем в СССР, только из этих отношений изъята идеологическая составляющая.
Вполне вероятно, что в начале девяностых мы пережили высвобождение не для гражданственной, а для сугубо частной, атомизированной жизни, которую государство перестало регулировать; а лояльность как качество общественного сознания никуда не делась – что и проявляется тогда, когда необходимо этически определиться по отношению к прошлому, а значит, и к самим себе.