Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2009
Первая тетрадь
Политика образования

КРУГ ВОПРОСОВ


Леонтьева Ольга

К здоровью школьников подошли концептуально...

На форуме «Россия – спортивная держава» разговор в основном шел о тестах, стандартах и соревнованиях

Введение образовательных стандартов второго поколения, которые сейчас разрабатываются, преследует различные цели, в том числе и формирование навыков здорового образа жизни.За здоровье в школе, как известно, отвечает предмет «физическая культура». Так каким же должно быть его преподавание, чтобы заявленная цель воплотилась в реальность?
Как показал прошедший 22–25 октября в Казани первый форум «Россия – спортивная держава», ответы на этот вопрос пока весьма и весьма противоречивые…

 

Спорт – всему голова?

Официальное открытие форума состоялось 23 октября, когда в Казань приехал Дмитрий Медведев. Президент России отметил важность этого мероприятия, выразил надежду, что подобные форумы будут проходить ежегодно и на них будут обсуждаться и решаться важнейшие вопросы по развитию физической культуры и спорта в России.
В форуме приняли участие 3680 человек – представители 80 регионов России, среди них – 23 губернатора субъектов Российской Федерации.
О том, что будущие спортивные победы напрямую связаны со школой и со здоровьем подрастающего поколения, говорили почти все выступающие. На пленарных заседаниях с волнением утверждали: если не будет изменена система преподавания физической культуры, если не вложить силы и средства в развитие массового детского спорта, не начнется возрождение и спорта высших достижений.
А потом быстро переходили к более серьезным, на их взгляд, проблемам: к строительству новых спортивных комплексов (их построили много и будут строить еще и еще), к нелегкому пути до олимпийских медалей. И снова вспоминали о школьниках: «Мы должны воспитывать детей на примере наших олимпийских чемпионов, тогда молодые люди тоже захотят побеждать и придут в спортивные секции», – утверждал министр спорта Виталий Мутко. Его идеи развивали коллеги: «Нужно организовывать как можно больше детских соревнований, тогда больше ребят захотят заниматься спортом, и появится больше шансов вырастить новых олимпийских звезд».
На вопрос, существуют ли статистические данные, говорящие о прямой пропорциональной связи количества меж­школьных соревнований и занимающихся физической культурой в школе, Виталий Мутко убежденно ответил: «Конечно! Это давно всем известно». Странно… Почему-то большинство учителей физкультуры уверены в обратном: чем больше соревнований вне школы, тем меньше времени остается на занятия с ослабленными и неспортивными ребятами, которых в школах с каждым годом становится все больше.
Виталий Мутко высказал свое мнение о будущем школьного предмета «физическая культура»: «Мы не будем вводить новый комплекс Готов к труду и защите Отечества» (ГТЗО – аналог бывшего ГТО. – Прим. ред.), нашего ЕГЭ по физкультуре, прямо сегодня. Работа планируется постепенная, и мы надеемся, что к 2014 году он будет введен повсеместно». Комплекс тестов, введение которого изначально предполагалось как еще одна форма внеурочных соревнований, был приравнен к обязательному выпускному экзамену. Хочется верить, что до 2014 года Министерство образования и науки вникнет в суть предлагаемых тестов ГТЗО и защитит детей, которые в силу особенностей строения организма, условий жизни и других факторов не смогут сдать предлагаемый комплекс успешно, несмотря на все усилия и самих ребят, и их учителей.
Словно в продолжение этой фразы министра спорта во время «круглых столов» звучали призывы к введению «стандарта на здоровье» – и все радостно улыбались, соглашаясь с необходимостью такого стандарта. Слова заместителя председателя Государственной думы Светланы Журовой о том, что гораздо проще поставить цель (для единиц!) идти к олимпийским медалям, чем сделать так, чтобы люди ответственно относились к собственному здоровью, остались почти никем не замеченными.
И это вполне естественно: на форуме собрались в подавляющем большинстве люди, связанные с большим спортом. Руководители спортивных федераций, министры спорта из многих регионов России, тренеры, спортсмены. Этим людям трудно поверить, что не все дети, увидев, как побеждают другие, захотят тоже стать чемпионами.

Не все хотят стать чемпионами

Об этом должны думать представители другой государственной структуры – Министерства образования и науки. Впервые на спортивном форуме присутствовали и представители образовательного ведомства, но их, к сожалению, было слишком мало.
На круглом столе «Модернизация физического воспитания в условиях общего образования» с докладами выступили директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты Министерства образования и науки Российской Федерации Алина Левитская и доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования, научный руководитель проекта по разработке Федерального государственного образовательного стандарта общего образования Александр Кондаков.
Их выступления вызвали искренний интерес слушателей, многие из которых хотели задать представителям министерства вопросы. К сожалению, этого сделать никому не удалось: докладчики вынуждены были уехать раньше, чем подошло время вопросов.
Алина Левицкая рассказала о новых проектах ведомства: о введении дополнительных занятий игровыми видами спорта, о третьем уроке физической культуры, который вводится в регионах за счет вариативного компонента, о двухгодичном проекте открытого конкурса, направленного на совершенствование методов преподавания физической культуры, о планируемых изменениях в системе профессиональной подготовки.
Александр Кондаков подробно рассказал о проблемах здоровьесбережения, о том, как они отражены в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, который постепенно вводится в российских школах.
Объяснив собравшимся, в чем особенность стандартов нового поколения (деятельностно-компетентностный подход и стандарты на условия), Александр Михайлович отметил, что одним из требований к результатам освоения образовательной программы выпускником начальной школы будет выполнение правил здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих. Выпускники средней школы будут обязаны осознанно выполнять правила здорового и безопасного образа жизни, поддерживая сохранность окружающей среды, а те, кто закончит общеобразвательную школу, будут разделять ценности безопасного и здорового образа жизни и следовать им в своем поведении. Вопрос о роли общеобразовательного предмета «физическая культура» в этом процессе остался открытым: по современным программам именно здоровому образу жизни на уроках физкультуры учить не обязательно. Главное – научить элементам отдельных видов спорта и побеждать как можно чаще на соревнованиях.
Как известно, на сегодняшний день подробно прописаны только стандарты для начальной школы – именно о них докладчик рассказал более подробно. Оказалось, что в будущий стандарт не только заложены требования к наличию спортивных залов и пришкольных спортивных участков, но и введение обязательных дополнительных занятий физической культурой – 3 часа в неделю. Интересно, а кто будет их проводить, если сегодня в большинстве школ России только по одному учителю физкультуры, причем средний возраст этих учителей стремительно приближается к пенсионному? На какие средства будут ремонтироваться имеющиеся и новые спортивные залы, если до сих пор их ремонт входит в общую смету ремонта школы и именно на спортивные залы, как правило, средств не находится?

Из рук – в руки

Во время «круглых столов» участники форума делились своими идеями – об одной из них, которая вызвала наибольший интерес у всех, хотелось бы рассказать подробнее.
В Пермской области (в ряде районов) уже второй год разворачивается проект, в рамках которого инициируется и поддерживается стремление школьников заниматься в спортивных секциях. В начале учебного года каждый классный руководитель раздает своим ученикам спортивные сертификаты – документы, подтверждающие право заниматься в спортивных секциях, обеспеченные реальной денежной суммой, выделенной губернатором специально для поддержки детского спорта: 463 рубля в месяц на одного ребенка. Сертификаты выпускаются в виде книжечек с отрывными талонами сроком на 4 месяца.
Использовать сертификат можно только для тренировок (неиспользованные средства остаются в бюджете), причем оплачивать им дополнительные занятия можно как в самой общеобразовательной школе, так и в специализированных детско-юношеских спортивных школах и у частных тренеров-предпринимателей. Тренер, к которому пришли ребята, в конце месяца сдает принесенные ими сертификаты и получает соответствующее денежное вознаграждение. В результате тот педагог, к которому на тренировки стремятся попасть много ребят, сможет увеличить свою зарплату на 10–15 тыс. рублей в месяц.
Результаты действия прямого спортивного сертификата поразительны. Всего за один год количество спортивных секций в экспериментальных районах увеличилось почти вдвое: дети предпочитают использовать выделенные им средства по назначению, а не сдавать обратно неиспользованные сертификаты.
Здесь необходимо отметить, что данные сертификаты выдаются детям, которые передают их не спортивной школе (как это предусмотрено в проекте Министерства образования и науки, выстроенном в логике подушевого финансирования), а конкретным учителям или тренерам.
Другой вариант финансового стимулирования занятий спортом предложили представители Красноярского края. Уже несколько лет там проводятся спортивные соревнования по бегу и лыжным гонкам, в которых может принять участие любой желающий – и ребенок, и взрослый. Участники гонок получают сертификаты, которые могут использовать при покупке спортивного инвентаря или одежды в магазинах Красноярска: чем больше раз человек принимал участие в этих соревнованиях (именно принимал участие, а не побеждал!), тем большая скидка ему предоставляется при покупках. А те, кто был самым активным, принимают участие в ежегодной лотерее, на которой разыгрывается огромное количество призов, в том числе – два автомобиля.

Более подробную информацию о докладах и дискуссиях, которые проходили на форуме «Россия – спортивная держава», читайте в 23 и 24 номерах 2009 года газеты «Спорт в школе».

Рейтинг@Mail.ru