Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №19/2009
XIII Соловейчиковские чтения
Краткий стенографический отчет

Три вопроса об уроке и предмете. Ответы участников чтений на анкету «ПС»

Учитель и ученик объединены в школе общим делом. И если мы говорим о познавательном интересе ребенка, то, конечно, нам было важно спросить и педагогов, как они относятся к своему предмету. Мы предложили участникам чтений – ведущим и учителям – ответить на нашу анкету:

1. За что вы любите свой предмет?
2. Как изменилось ваше видение предмета за годы работы в школе?
3. Как изменилось ваше видение урока?

Мы признательны всем, кто ответил на вопросы нашей анкеты

За годы работы в школе изменилось многое – не только мое видение преподаваемого предмета. Я уверен: жизнь невозможна без изменения своего взгляда на все, что тебя окружает, и… на самого себя. Чему же я научился?
Прежде всего понял, что не существует обычных, усредненных детей, классов, учителей. Каждый урок, каждая встреча необыкновенны; к каждому ребенку нужно относиться особенно, потому что он – один-единственный на свете такой.
Я пришел в школу преподавать биологию с намерением научить всех детей этому предмету. А через несколько лет понял, что это просто невозможно – учить предмету. Можно и нужно учить биологии каждого конкретного ребенка. Чтобы именно ему, именно в его жизни эти знания стали нужными. Повторю: именно в жизни, а не на экзамене!
Когда я был совсем неопытным учителем, я объяснял материал всем одинаково, но ученики понимали его по-разному, а некоторые (к сожалению, их было слишком много!) все, что сначала запоминали, сразу и забывали. В такие моменты вся моя работа как учителя мне казалась абсолютно бессмысленной.
А потом я понял: я должен учить биологии конкретных ребят, которые приходят ко мне учиться. И довольно быстро выяснилось, что у каждого есть свои вопросы, связанные с той или иной темой.
Вот тогда уроки превратились в нечто совсем другое. Я перестал быть машиной, передающей информацию, записанную в учебниках, и проверяющей, как ее усвоили мои ученики. Я стал учиться помогать ребятам открывать мир природы и жить в гармонии с ним. А это, поверьте, гораздо труднее.

Д-р Энтони Даллманн-Джонс. США

За что любишь свой предмет, так сразу и не ответишь. Я люблю его с самого детства, может быть, потому, что была замечательная учительница русского языка и литературы, а может, еще почему-то. За годы работы в школе видение предмета почти не изменилось: я учу грамотно писать, владеть литературным языком. Мы с детьми с удовольствием решаем задачки «Русского медвежонка», составляем кроссворды и ребусы, любим нестандартные задания. Шестиклашек не выгонишь из кабинета, а одиннадцатиклассники требуют: больше литературы!
И конечно, современный мультимедийный урок дает гораздо больше возможностей для развития познавательного интереса учащихся.

Лидия ТОЛКАЧЕВА
г. Балаково Саратовской обл.

Урок – это главное в школе. Урок – это форма того самого надбытового существования, о котором сегодня много говорили. Это то, что отличает школу и от обыденной жизни, и от частных занятий, и от самообразования. Значение имеет все: его строгая обязательность, временные рамки, требование организации времени, чередование деятельности участников, публичность, сочетание официальности и приватности. Разрушим урок – окончательно парализуем волю и разум молодого поколения.

Максим РУДЕНКО
Белгородская область

Говорят, неправильно преподавать русский язык и литературу одному человеку. Я люблю литературу, а преподавать люблю русский. Почему трудно преподавать то, что любишь? Не знаю. Наверное, мне мешает то, как нас учили предмету в школе и в вузе. Это были замечательные люди, но предмет они подавали на уровне штампов, в лучшем случае – цитат. Подход сугубо репродуктивный. Русский укладывается в алгоритм, литература – нет. Это не очень хорошо в отношении русского, я понимаю, что достойна упреков. Но вольно или невольно воспроизводишь тот образ преподавания, к которому приучен в юности.

Наталья ЛЬВОВА
Московская область

…Физику в школе я любила меньше, чем математику, мне казалось, что физика – лишь приложение к царице наук. А когда начала учиться на физмате, поняла, что ее недооценила. Но только начав преподавать, я поняла, что физика – про все. Про жизнь, про природу, про Вселенную, про человека. И чем дальше преподаю, тем больше влюбляюсь в свой предмет. У меня изменилось отношение к окружающему миру, мне стало интереснее жить. Но в последнее время стала замечать, что мысли о физике не оставляют меня даже в самых примитивных житейских ситуациях. Близкие говорят, что я задаю странные вопросы. Наверное, дело в том, что уроки, которые я веду, никогда для меня не кончаются. Может быть, это неправильно, но так и есть. Урок как форма обучения помогает мне удержать педагогическую рамку безграничной физики. Собраться, быть понятной. К сожалению, на уроке приходится упрощать язык разговора о физике. Не все дети и не каждый раз проявляют заинтересованность.

Галина ШААБ
Владимирская область

Конечно, жизнь не делится на предметы. Но математику я бы назвал способом функционирования мозга. Она составляет ту основу, на которой стоит все. Я люблю математику за свободу. Свободнее математики ничего нет. Школьный урок только усиливает эту свободу, как, впрочем, любые рамки. Рамок нет – есть равнодушие и попустительство. Рамка урока задает выбор, есть выбор – есть структура. А без структуры – куда?

Владимир ПОГОДИН
Москва

Я преподаю информатику с 1985 года. С тех пор много воды утекло, предмет менялся не только названием в учебных планах, но и своей идеологией, назначением, и я как учитель реализовала разные задачи. Одно бесспорно: информатика – системообразующий предмет, который помогает увидеть мир не в виде разрозненных картинок, а во взаимо­связи, в единстве. Я не против ЕГЭ, но главное, что дети должны унести с уроков информатики, – умение ориентироваться в информационном мире и применять ИКТ для повышения эффективности любой работы, в том числе – для самообразования.

Наталия ПОПОВА

Математика. Увлекшись решением задачи, ты оказываешься в разумном мире и забываешь о тяжелых реалиях жизни. Я начинала свою педагогическую деятельность в 90-е годы и за 19 лет работы в каких только экспериментах не участвовала. Вывод: уровень сложности заданий с каждым годом увеличивается, а желание готовиться и трудиться у детей падает. Учитель должен выкладываться все больше и больше. Чтобы создать хороший урок, мне не хватает эрудиции, знаний современной жизни, общения с искусством. Одного хорошего знания своего предмета (я решаю задания любого уровня сложности) – мало. Но я практически не имею свободного времени на отдых и развитие своего кругозора.

(без подписи)

Мой предмет – физика. Очень познавательный. Но его чересчур усложнили, а часы сократили. Я согласна, что многим он в жизни полностью не понадобится, как мне никогда, например, не пригодилась химия. Сначала предметом дети очень интересуются, но как только доходим до решения задач, так сразу интерес падает. Возникают затруднения из-за большого количества вычислений. Раньше таких задач не было. Я не вижу необходимости в заучивании формул, тем более что дети не могут осознать, зачем они нужны и что за ними стоит. Я считаю, справочника на столе во время урока достаточно. А вот иметь хорошую материальную базу для ведения физики необходимо. Урок физики не может быть скучным. Или это не физика.

Татьяна ПАВЛИКОВА
Москва

Преподаю русский язык и литературу. Используя язык, люди взаимодействуют друг с другом; общение, по-моему, основа жизни любого сообщества. А литература… Чтение для меня не просто хобби, но одна из основных составляющих моей жизни. Я счастлива, что могу передать любовь к чтению детям. Больше 10 лет работая в школе (сначала заведующей библиотекой, потом – учителем), я многое пересмотрела в собственной практике. Урок современного вида – это уже не урок, а занятие, которое нацелено на самостоятельную активность ребят, на взаимодействие друг с другом.

(без подписи)

Когда начала преподавать, география сжалась до рамок школьной программы. Потом появилось ощущение, что теоретические закономерности помогают расширить горизонты, упорядочить картину мира, поднять новые вопросы («эффект пружины»).
От классической схемы, когда в ученика вкладывается определенный набор знаний, сосредоточенный в учебнике, я пришла к пониманию, что урок – это открытая система, где происходит не только взаимный обмен знаниями и эмоциями, но и скачок на новый уровень каждого участника. Меняются, взаимно обогащаясь, ученик и учитель, соответственно изменяются класс и школа. А в итоге – общество в целом. Урок – это часть жизни и детей, и взрослого.

Анна Гарбузенко,
учитель географии

История пленила меня еще в то время, когда я учился в начальной школе. Все ново, интересно, необычно, не похоже на мир, в котором я жил. Потом пришло осознание, что история отвечает на самые интересные, животрепещущие вопросы: «что? где? когда?».
Урок был и остается организационной формой. А ее конкретное наполнение может быть разнообразным. В советское время это был некий монолог учителя и опрос детей по поводу заученных дат и определений. Сегодня, я думаю, главное научить ребенка самостоятельно извлекать и использовать информацию, сопоставлять, анализировать.

Александр Гребенкин,
учитель истории

Немецкий полюбила еще до школы, потому что изучала его с шести лет. В школе по немецкому языку был замечательный преподаватель, мы на уроках много играли, в старших классах учили песни... А сейчас я вижу, что немецкий язык всерьез нужен людям для работы, учебы, путешествий.
Преподаю немецкий язык уже много лет. И всегда хотелось, чтобы на уроках было как можно больше разных форм работы. Мы используем видеокурсы и компьютерные программы, делаем газеты и маленькие спектакли на немецком. Переписка с детьми из разных стран – хороший способ активизации лексико-грамматического материала и возможность узнать много нового о странах, народах и их традициях.

Наталья Хрущ,
учитель немецкого языка

Пошла преподавать, потому что, пока сама училась в школе, не видела ни одного интересного урока русского языка или литературы. Хотелось попробовать сделать их интересными.
Когда начинала, думала, что иду преподавать грамматику. Уже работая, открыла для себя банальную истину (меня, однако, поразившую): оказывается, язык – и русский в том числе – главный способ общения. Оказывается, именно в этом аспекте и стоит изучать. Учиться понимать. Учиться быть понятным. И на это, как выяснилось, уходят годы.

Анастасия Чайковская,
учитель русского языка и литературы

Свой предмет обществознание я люблю за то, что он дает «в руки» ту социальную карту человечества, с которой спокойнее жить, поскольку она свидетельствует, что «из велика не выпадешь».
Раньше казалось, что его содержание «необходимо и достаточно», теперь же все чаще замечаешь, что поскольку оно достаточно примитивно, то уже и не столь необходимо в существующем виде.
Считаю, что лучшие уроки по обществознанию случаются тогда, когда вместе с учениками встречаешься воочию с живыми и повседневными феноменами социума и пытаешься их по-разному интерпретировать. Я это называю социальной герменевтикой. Однако к существующим учебным программам это имеет мало отношения. Ну, тем хуже для этих программ.

Валерий Пузыревский,
кандидат философских наук

У меня 45 лет педагогического стажа, сейчас в школе я преподаю только иногда, когда нужно заменить отсутствующего учителя. Сейчас мой предмет – научно-методическая работа учителя. Я его «преподавала» в педуниверситете, через газету «Завуч», как главный редактор, а теперь в вальдорфской школе. Я люблю наших учителей, они очень многое умеют. И мне очень хочется им помогать, поддерживать их духовно и профессионально. Это и дает мне вдохновение и силы. За это я и люблю свой «предмет».
Главное наблюдение последних лет – явная дифференциация учителей на тех, кто лучше или хуже, более или менее вдохновенно выполняет свои профессиональные обязанности и перестает быть учителем, переступив за порог школы; и на учителей, которые воспринимают свою профессию как служение. Служение детям, обществу. Для них работа не прекращается даже когда им трудно.
Современный урок – это встреча и общение мысли, чувства и воли. На таком уроке учитель тоже ученик.

Вера Зоц, вице-президент по научно-методической работе Вальдорфской школы «Михаил»
Киев

Люблю свой предмет за возможность общаться и работать с детьми. В школе все оказалось труднее и интереснее, чем я думала. Урок будет плодотворным только в том случае, если педагог сможет построить диалог с учащимися.

(без подписи)

Я люблю свой предмет – литературу – за то, что через нее к детям приходит гуманитарное, личностно значимое знание. Когда я начинала работать, мне казалось, что главное – познакомить детей со всеми книгами, которые есть в программе. Теперь же я понимаю, что важнее собственный интерес ученика, его собственные духовные вопросы, которые ведут его от книги к книге. И учителю нужно стараться, чтобы на уроке главенствовала не программа, а именно эти вопросы.

Марина Коробцева
Калуга


Рейтинг@Mail.ru