ТЕМА С ПРОДОЛЖЕНИЕМ
Единый экзамен в который раз доработают...
Руководители ведомства обещают составить план по устранению всех проблем, выявленных в ходе сдачи ЕГЭ
В Минобрнауки 7 октября состоялась коллегия, на которой обсуждались итоги ЕГЭ за 2009 год и планы его проведения
в 2010 году.
Открывая заседание, министр образования и науки Андрей Фурсенко подчеркнул, что «система оценки знаний будет постоянно меняться». Однако, судя по всему, перемены не предполагают главного – реальной оценки эффективности единого экзамена.
Новинки сезона
Изменения происходят уже сегодня. По словам руководителя Рособрнадзора Любови Глебовой, модернизированы КИМы: увеличивается число заданий, проверяющих применение знаний на практике, соответственно уменьшается доля фактологических вопросов.
В этом году успешно прошли апробацию альтернативные КИМы по математике. Это традиционные (нетестовые) задачи практико-ориентированного характера, проверяющие знания за весь период школьного обучения, а не только в старшей школе. Предполагается также опубликовать открытый банк таких заданий в интернете.
Будут меняться и правила приема в вузы. Основные нововведения, предлагаемые ректорским сообществом, – уменьшение числа этапов зачисления в вузы с трех до двух, право вузов устанавливать минимальный порог баллов по всем предметам (а не только по профильному, как это было в нынешнем году), сокращение доли поступающих по целевому приему с 30% до 20% (исключение будет сделано для ведомственных вузов, выполняющих важный госзаказ на подготовку специалистов).
Наибольшие споры вызывает введение лимита на число вузов, в которые выпускники смогут подавать заявления. По этому вопросу пока еще не достигнуто общее решение, несмотря на то, что Российский союз ректоров предлагает сократить выбор абитуриента до трех вузов. Некоторые специалисты опасаются, что подобная мера еще больше усложнит проблему выбора. Также высказываются сомнения: а есть ли техническая возможность отследить количество посланных заявлений?
Таким образом, обещание министерства утвердить новые правила приема в вузы до 1 октября выполнено не было. Издание соответствующего приказа отложено примерно на месяц. Но как заверил директор Департамента государственной политики в образовании Игорь Реморенко, новый документ будет регламентировать правила приема в вузы не только на 2010 год, но и на последующий период.
Как считает А.Фурсенко, «пора переходить от разовой оценки знаний выпускников к мониторингу качества образования в течение всей учебы».
В последние пять лет в субъектах РФ в экспериментальном режиме проходит итоговая аттестация в новой форме в 9 классах (так называемые «малые ЕГЭ»). В этом году в ней приняли участие 80 регионов. В министерстве не исключают возможности введения этих испытаний в штатном режиме уже в следующем – 2010/11 учебном году после подготовки нормативно-правовой базы и обсуждения этого вопроса. А нынешний период, по словам Л.Глебовой, следует расценивать как переходный.
Кроме того, как считает А.Фурсенко, «результаты ЕГЭ через какое-то время должны быть дополнены портфолио достижений учащихся за годы школьного обучения».
Работа в этом направлении ведется в рамках президентской инициативы «Наша новая школа» и Федеральной целевой программы развития образования.
Информация к размышлению
По мнению членов коллегии, итоги ЕГЭ дают богатый материал для анализа ситуации в системе образования и могут служить основой для принятия управленческих решений на муниципальном, региональном, федеральном уровнях.
Например, исследование, проведенное Институтом социологии образования РАО, показало низкий уровень подготовки учащихся в вечерних школах. Это подтверждается и конкретными фактами: например, в Ростовской области 70% выпускников, не получивших аттестатов, – это учащиеся вечерних школ.
Еще одна проблема, выявленная в ходе проведения ЕГЭ, – «перекос» содержания образования в 11 классе. Школьники усиленно изучают обязательные для сдачи предметы, а остальные только «проходят». Вынужденно снижается интерес к точным и естественно-научным дисциплинам, необходимым для поступления в инженерные вузы на специальности, востребованные экономикой.
На этом фоне возрастает роль профориентации, более тесного сотрудничества вузов со школами.
Итоги приемной кампании 2009 г. подтвердили традиционно высокий спрос абитуриентов на гуманитарные и экономические специальности, а также проявили новые тенденции: большие конкурсы на информационные технологии, машиностроение, архитектуру и строительство. Огромной популярностью пользовались направления подготовки, связанные со сферой обслуживания. По свидетельству Игоря Реморенко, количество заявлений, поданных абитуриентами в вузы этого профиля, в 10 раз превысило число бюджетных мест. В педвузах картина диаметрально противоположная: количество бюджетных мест в четыре раза превышает спрос со стороны абитуриентов. Отсюда – низкие конкурсы и катастрофические недоборы.
Все это заставляет специалистов говорить о кризисе педагогического образования, о раздутых контрольных цифрах приема (КЦП), о необходимости пересмотреть структуру подготовки в системе высшего образования.
Министр образования и науки Андрей Фурсенко не исключил сокращения КЦП по некоторым направлениям подготовки в следующем году – в зависимости от потребностей рынка труда и предпочтений со стороны абитуриентов. При этом он подчеркнул, что увеличится «денежное содержание каждого бюджетного места».
Недоверие вызывает сомнения…
Большое внимание в ходе обсуждения было уделено нарушениям, допущенным в ходе проведения ЕГЭ.
«Необходима дальнейшая большая работа по повышению доверия к результатам ЕГЭ, потому что недоверие вызывает сомнения в правильности выбранного курса», – заявила в своем выступлении руководитель Рособрнадзора Любовь Глебова.
С этой целью Рособрнадзором было организовано диагностическое тестирование 789 первокурсников в семи вузах Москвы, Казани и Воронежской области по КИМам 2009 г.
По всем предметам средний тестовый балл участников, в том числе и 100-балльников, оказался на 5–15% меньше, чем на ЕГЭ. Вместе с тем по некоторым предметам максимальные баллы получили те, кто на ЕГЭ такого результата не достиг.
Победители и призеры олимпиад подтвердили высокий уровень своей подготовки.
Комментируя эти данные, Л.Глебова констатировала, что «проведенные испытания коррелируются с результатами ЕГЭ на уровне статистической погрешности, и это свидетельствует о том, что обвального, системного нарушения процедур не было».
Между тем, как написано в пресс-релизе Рособрнадзора, разосланном спустя несколько дней после коллегии, «наибольшая доля снижения результатов отмечена у первокурсников, закончивших школы в Воронежской области (12% от общего числа тестируемых), наименьшая – в Татарстане (около 2%)».
Как известно, Воронежская область «прославилась» своими нарушениями в ходе ЕГЭ, по результатам которого здесь были уволены три руководителя муниципальных органов управления образованием, а также были применены меры дисциплинарного взыскания к организаторам в пунктах проведения экзаменов (ППЭ).
От «жестких разборок» –
к реформированию системы
Параллельно с упомянутым мониторингом вузы по своей инициативе проводили тестирования первокурсников по материалам ЕГЭ. Так, в ходе контрольной работы на мехмате МГУ 60% студентов не справились с заданиями. Среди них – обладатели высоких баллов.
Однако Л.Глебова настаивает на том, что вузовские мониторинги нацелены не на перепроверку результатов ЕГЭ, а на выявление пробелов в знаниях учащихся.
Публикация произведена при поддержке интернет-магазина обуви "Все кроссовки". Мужская, женская и детская спортивная обувь - футбольная и баскетбольная, Ugg Australia, эспадрильи Toms, Crocs, ботинки Timberland, кроссовки Nike, Adidas, Saucony, New Balance, Reebok, puma trinomic купить онлайн. Гарантия качества, доступные цены, скидки и акции, только лучшие бренды. Посмотреть каталог товаров и оформить заказ Вы сможете на сайте: http://vse-krossovki.in.ua/.
А.Фурсенко придерживается иной позиции. Вот цитата из его выступления на коллегии: «Информация из вузов о несоответствии баллов ЕГЭ реальным знаниям важна для выявления регионов и школ, в которых они сдавали экзамены, чтобы уменьшилось число оценок, вызывающих недоверие».
В то время как министр ратует за «жесткие разборки с теми людьми, которые не могут обеспечить честной, правильной оценки», Л.Глебова полагает, что «одними карательными мерами нам не достигнуть доверия». Самое главное, по ее мнению, добиться того, «чтобы эти нарушения процедур не были выгодны тем, кто сдает, и тем, кто принимает ЕГЭ».
Таким образом, корень зла кроется в самой системе, поэтому все попытки бороться с ее последствиями (например, увольнение организаторов) напоминают поединок со Змеем Горынычем, у которого на месте срубленной головы вырастает три новых.
Ректор Института образовательной политики «Эврика» Александр Адамский видит выход в создании независимой от министерства системы оценки качества образования и в расширении общественного контроля.
Примечательно, что незадолго до этого подобную идею – создание независимых общественно-профессиональных центров по проведению ЕГЭ – озвучил ректор МГУ Виктор Садовничий в своем выступлении на очередном заседании правления Российского союза ректоров, состоявшемся 28 сентября.
Но такие предложения вряд ли возможно реализовать в ближайшее время, несмотря на положительные примеры из опыта США и других стран.
Руководители ведомства обещают разработать план по устранению всех проблем, выявленных в ходе проведения ЕГЭ, включая повышение качества образования в разных типах школ, на разных формах обучения, подготовку и повышение квалификации педагогов. Но при этом положительно оценивают итоги прошедшей кампании, утверждая, что «получили реальную картину образования в стране».
Это означает, что, покритиковав в очередной раз придуманную ими систему, погрозив провинившимся стрелочникам в регионах, чиновники прячутся от ответственности и от реальных действий за громкими декларациями и эффектными заявлениями.
Между тем, по данным фонда «Общественное мнение», доля недовольных введением ЕГЭ возросла с 36% в 2008 г. до 47% – в 2009-м.
Несколько выше число одобрительных оценок в целевых группах – 58,2% среди учителей и 44,2% среди учащихся. Но 36% родителей высказывают отрицательное отношение к ЕГЭ.
Ректоры вузов – по крайней мере в присутствии министра – поддерживают ЕГЭ и не заговаривают о его отмене. Правда, в менее официальных аудиториях их мнения зачастую резко меняются. Даже один из идеологов ЕГЭ, ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов, в своих публикациях выступает с резкой критикой собственного детища.
На этом фоне введение в штатном режиме «малых ЕГЭ» в 9 классах представляется особенно опасным. Ведь они рискуют унаследовать от своего «старшого брата» все несовершенства, которые в полной мере обнаружились в этом году.