О ЧЕМ ПИШУТ, ЧТО ЧИТАЮТ?
За журнальным столом
Обозрение педагогической печати
Недавно сотрудники Центра теории воспитания Института теории и истории педагогики РАО провели исследование мотивации педагогов к воспитательной деятельности. Результаты исследования подтвердили предположение, что воспитание относится к «тем видам деятельности, смыслообразующие мотивы которых связаны с бытийными потребностями человека». Это означает, что, во-первых, в воспитательной деятельности учитель всегда реализует только личные базовые ценности. Во-вторых, идентифицирует себя с этой деятельностью: от нее он получает удовольствие. И тут возникает вопрос: а много ли в наших школах таких учителей? Проведенный опрос показал, что сегодняшние педагоги наиболее значимой для себя считают работу, в которой они видят некий смысл. И это ценится ими больше, чем, к примеру, возможность заработать или получить признание коллег.
Однако мотивационный потенциал учителей не реализуется из-за препятствующих этому демотивирующих факторов. И наиболее опасные из этих факторов такие: недоверие (и в первую очередь это недоверие к педагогу как профессионалу); невнимание (невнимание к личности педагога, за которым стоит равнодушие к его интересам, потребностям, идеалам, ценностям); непонимание (это непонимание, которое творчески работающий педагог встречает со стороны коллег и администрации, это отсутствие поддержки его профессиональных начинаний). О том, как преодолеть эту культуру недоверия и раскрыть воспитательный потенциал педагогов, читайте в статье П.Степанова «Как поддержать “воспитательную мотивацию” педагогов?» («СПУТНИК КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ», № 5 за 2009 год).
Из ряда многочисленных задач классного руководителя сегодня многие теоретики выделяют развитие индивидуальности, или, как теперь говорят, субъектности ребенка. Предположим, мы принимаем эту задачу как ключевую цель – что это будет означать на практике? Об этом размышляет доктор педагогических наук Н.Щуркова в статье «Педагогическая технология в работе современного классного руководителя» («КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ», № 8 за 2009 год).
С точки зрения автора, главные изменения должны произойти на мировоззренческом уровне: классному руководителю надо отказаться от старой установки «педагог – ученик» и попытаться выстроить свои отношения с ребенком, ориентируясь на идеал равенства «человек – человек». И сделать это совсем непросто. В статье описываются некоторые педагогические принципы, которые, по мысли Щурковой, могут помочь педагогу стать на позицию «безусловного уважения» к личности ребенка. Каких же принципов советует придерживаться автор? К примеру, чаще использовать так называемые «я-сообщения», исключающие прямую оценку «сверху» действий и поведения ребенка: вместо «Хорошо!.. Правильно!.. Все верно!.. Так и надо!..» воспользоваться психологически эффектным «Я всегда рад, когда люди... Мне беспокойно, если человек...». Инициировать осмысление учеником своих усилий и действий: вместо категоричного «Ты плохо поступил... Иди сюда скорей и исправляй...» использовать вопросы: «Как ты думаешь, что можно предпринять?.. Продуманы ли последствия?..» Сопровождать положительным подкреплением активность ученика: «Ты хорошо начал... Мы были уверены, что у тебя получится... Вот эта сторона результата прямо замечательна... Хорошо мыслишь...»
Похоже, большинство учителей не очень озабочены тем, какое впечатление они производят на окружающих. Как показывают социологические исследования, среди педагогов Комсомольска-на-Амуре лишь 28% считают формирование собственного положительного имиджа необходимым условием качественного образовательного процесса. А ведь, как замечает Г.Пономарева в статье «Имидж современного педагога: “серая мышка” или обаятельный человек?» («ДИРЕКТОР ШКОЛЫ», № 7 за 2009 год), имидж – это «своеобразный инструментарий, помогающий выстраивать отношения с окружающими».
Автор публикации рассказывает о том, каких правил следует придерживаться педагогу, который хотел бы создать «эффект ореола» – то впечатление о себе, которое остается надолго.
Имидж – емкое понятие, которое включает в себя «не только визуальный, зрительный образ (вид, облик), но и образ мышления, действий, поступков, – подчеркивает Пономарева. – Это и умение общаться, искусство говорить и особенно слушать».