О ЧЕМ ПИШУТ, ЧТО ЧИТАЮТ?
У книжной полки
Обозрение педагогической печати
Классному руководителю
о самоуправлении в классе
М.: Творческий центр «Сфера», 2008
Cборник создавался по материалам конкурса моделей классного самоуправления, проведенного в Псковской области.
Поэтому изложению теоретических основ отведена лишь одна глава: сущность, цели, принципы, содержание, структура. А большую часть книжки заняли материалы участников конкурса, где описаны опробованные на практике модели самоуправления для разных возрастов – с первого по десятый класс.
Здесь есть игровые и сказочные – в первом классе ребята проживают игру-путешествие по сказке «Вовка в тридевятом царстве», а четвероклассники представляют себя гражданами волшебной страны Дружляндии.
Некоторые классы взяли за основу реально существующие структуры – театр, научно-исследовательский институт, издательский дом – их устройство и распределение функций (актеры, директор, продюсер, режиссеры, сценаристы, художники; издательский отдел, информационный, финансово-экономический, квалификационный, отдел охраны труда).
Независимо от того, какой художественный или исторический образ взят за основу, в каждом материале кратко описана структура системы самоуправления; правила жизни, принятые в классе; атрибутика, оформляющая выбранный антураж; фирменные дела класса. Последний раздел может представлять для классных руководителей наибольший интерес. Даже не копируя структуру, можно использовать идеи псковитян, адаптировав их к своим условиям.
В.И.Загвязинский
Исследовательская деятельность
педагога
М.: Академия, 2008
На первый взгляд кажется, что такой солидный термин имеет отношение к деятельности далеко не всех педагогов. На самом же деле исследованием в той или иной степени насыщена работа каждого учителя. Когда он использует фрагменты новой методики, адаптируя ее к уникальным условиям своего класса, компилирует приемы, вычитанные в специальной литературе, даже просто меняет расстановку парт в кабинете, а потом оценивает полученный образовательный эффект – это самая настоящая исследовательская работа. Только многие ее этапы существуют в свернутом виде, а результат остается достоянием лишь самого автора.
Можно, конечно, продолжать на том же любительском уровне и достигать при этом, кстати, потрясающих педагогических результатов. Но вдруг однажды захочется грамотно оформить свой немалый опыт, чтобы прежде всего самому лучше понять, к чему пришел за годы эмпирических поисков, да и с коллегами поделиться. В этой ситуации может быть полезной книжка Загвязинского.
Здесь подробно объясняется структура и выстраивается логика исследования. Вот, например, с чего должно начинаться исследование, если действовать по науке: выбор темы, определение объекта и предмета, определение понятий и терминов, постановка целей и задач.
Немаловажно пройти путь от идеи к замыслу, а потом к гипотезе, правильно выстроить концепцию, выбрать методику педагогического поиска и эксперимента. Особое внимание автор уделяет анализу результатов и составлению и защите материалов исследования.
В отдельную главу собраны рекомендации по предупреждению возможных ошибок. Автор предостерегает будущих исследователей, например, от рутинности, использования шаблонов, потери логики изложения, от некорректного цитирования. Эти и многие другие изъяны в исследовательской работе проиллюстрированы конкретными примерами-цитатами.
В качестве образцов в Приложениях приведены концепция, исследовательский проект, отчет о ходе опытно-экспериментальной работы, положение об экспериментальной площадке, положение об экспертном совете. Все это реальные документы, составленные педагогами Тюмени и Тюменской области.