О ЧЕМ ПИШУТ, ЧТО ЧИТАЮТ?
Интернет
Обозрение педагогической печати
Cегодняшняя колонка послужит в первую очередь преподавателям биологии, экологии и географии. Ведь бывает так – учитель готов к уроку, есть материалы, таблицы и плакаты, проектор работает как часы, но не хватает небольшого штриха, чтобы урок «заиграл».
Таким штрихом могут оказаться голоса птиц, животных, насекомых. Впрочем, учителя начальных классов, педагоги дополнительного образования и даже руководители школьных театров тоже не откажутся пополнить свою фонотеку. Как обойтись, например, в спектакле «Двенадцать месяцев» без весенних голосов птиц?
Первым делом советую зайти на сайт http://www.ornithologist.ru/index.html/, где собрана информация о пернатых всех материков. Записи птичьих голосов здесь представлены в изобилии. Единственная трудность для неспециалистов – каталог построен по научной классификации. Не сразу можно догадаться, что малиновка, например, это «воробьеобразные, отряд дроздовые».
А вот на сайтах http://birdsclublipetsk.narod.ru/links.html/ и http://www.birds-online.ru/wiki/index.php?title=Audio/ с поиском дела обстоят проще – все записи здесь собраны в один список. Но и птиц здесь, стоит заметить, поменьше.
Но настоящее богатство для любителей живой природы таится на сайте «Зооклуб. Мегаэнциклопедия о животных» http://www.zooclub.ru/voice/. Здесь собрана самая разнообразная информация обо всем животном мире: от лошадей до беспозвоночных и растений. Фотографии, статьи, справки, история видов…
Впрочем, отыскать записи голосов иглокожих здесь не получится, зато пение птиц, звуки насекомых, крики диких животных, амфибий и морских млекопитающих – легко.
Единственная проблема – определиться. Что вам на уроке необходимо – бурый татуи, каролингский погоныш или все же обойтись лесной завирушкой?
Будьте осторожны – этот сайт затягивает надолго, и у компьютера можно провести не один час.
Сайт «Уроки биологии» (http://oksanavorobyova.ucoz.ru/index/0-13/), который создала учитель биологии Оксана Воробьева из брянской гимназии №3, будет интересен прежде всего ее коллегам. Ведь для них там выложены конспекты уроков и внеклассных мероприятий, компьютерные презентации. Но и остальным будет что посмотреть и послушать – фонотека у Оксаны Вячеславовны богатая.
Московский зоопарк также выкладывает в сеть галереи звуков животных и птиц (http://www.moscowzoo.ru/get.asp?id=C92/). Специалисты зоопарка не только записывают аудио, но, что наиболее интересно, указывают обстоятельства, при которых был записан тот или иной звук: мурлыкание гепардов, когда им хорошо, крики тигрицы, которой надоело гулять, или рычание рыси при угрозе нападения на человека. Такие детали детей могут «зацепить».
Последняя ссылка – это сайт «Голоса животных северо-запада России» (http://sounds.evol.nw.ru/), который разработан Институтом эволюционной физиологии им. И.М.Сеченова РАН и РГПУ им. А.И.Герцена.
Удачи вам и чистого звука!
Алексей ОЛЕЙНИКОВ
oleynikov@1september.ru