Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

ШКОЛЬНЫЙ УКЛАД


Зарядиться энергией и снять напряжение

Пять минут, которые создадут настроение на целый день

У большинства учителей нет времени ходить на психологические тренинги, собирать группу для занятий. Но найти пять минут в день для себя способен каждый. Поэтому все предлагаемые упражнения предназначены для индивидуальных занятий, не требуют специального оборудования.

Кнопки мозга. Сложите ладони перед грудью пальцами вверх, не дышите, сдавите изо всех сил основания ладоней. Напряжены мускулы плеч и груди. Теперь втяните живот и потянитесь вверх. Как будто, опираясь на руки, выглядываете из окна. Замрите на несколько секунд. Чувствуете? Стало жарко. Повторите несколько раз. Теперь сложите руки в замок, обхватите ими затылок, направьте локти вперед. Потяните голову к локтям. Не сопротивляйтесь, растягивайте шейный отдел позвоночника. Тяните ровно, чтобы было приятно. Это поможет интенсифицировать интеллектуальную деятельность, но без лишнего напряжения.
Долой рассеянность. Сделайте массаж ушных раковин: осторожно поворачивайте уши три раза снизу вверх. Затем разотрите их хорошенько, вначале только мочки, потом все ухо целиком ладонями: вверх-вниз, вперед-назад, при этом поцокайте языком, как в детстве, когда играли в лошадку. Теперь вы готовы к напряженной работе.
«Ленивая восьмерка». Вытянуть вперед руку, сжатую в кулак и с поднятым вверх большим пальцем. Затем начать медленно описывать в воздухе большой знак бесконечности (в виде лежащей восьмерки). Далее следует повторить это упражнение четыре раза каждой рукой, потом сцепив обе руки. На последнем этапе необходимо включить все тело, описывая «восьмерку» уже всем корпусом. Магическая цифра не только «заряжает мозги» – это отличное коррекционное упражнение после работы на компьютере.
Перекаты головы. Наклоните голову вперед и медленно перекатывайте ее от одного плеча к другому. Опустив плечи, повторите то же самое. Наклоните голову назад и снова делайте перекаты. Это зарядка для тех, кто решил вернуть себя в рабочее состояние, стать инициатором и творцом, уравновешенным, жизнерадостным человеком, полным идей и вдохновения.
Измените заведенный порядок. Каждый день делайте что-нибудь не так, как всегда. Встаньте утром пораньше, пусть останется время на вторую чашку кофе или на неспешную прогулку до школы. Ходите немного быстрее (или медленнее), чем обычно. Причешите волосы на другой пробор. Попробуйте произвести привычное действие (открыть кран или отвинтить крышечку тюбика с зубной пастой) другой рукой: правша – левой, левша – правой. Примите душ с закрытыми глазами. В процессе этих упражнений руки получат и передадут мозгу необычные ощущения.
Эмоция. Первую часть этого упражнения лучше выполнить перед уроком, в пустом кабинете. Заранее приготовьте карточки одного цвета с названиями разных эмоций и карточки другого цвета с названиями частей тела. Пусть они всегда лежат у вас в ящике стола. Вытащите две разноцветные карточки. Изобразите попавшуюся эмоцию определенной частью тела. Скажем, грусть – руками, радость – губами, гордость – спиной. Во многих школьных кабинетах есть зеркала. Посмотрите, как здорово у вас получается. Позвольте себе любую мимику, пластику, не боясь выглядеть смешно. Все равно никто не увидит.
По окончании урока, выпроводив из кабинета последнего ученика, снова достаньте карточки, теперь только с названиями эмоций. Возьмите в руки одну. Снова грусть? Подберите одного из школьников, кто внутренне похож на это слово, соответствует данному состоянию души. Теперь подберем ребенка к слову «радость». Пять-семь карточек – и достаточно. Пора вернуться к себе. Подберите две-три карточки, отражающие вашу индивидуальность. А что характеризует идеального учителя? Посмотрите, вдруг вы возьмете из набора «свою» карточку? Упражнение можно усложнить, если в соседних кабинетах остался еще кто-то из учителей. Пусть коллега подберет карточки для вас, и вы поймете, каким видят вас другие люди. Можно спросить, почему человек выбрал именно такие эмоции. Можно и не согласиться с выбором. В любом случае вы зафиксировали собственное эмоциональное состояние, познакомились с внешней оценкой.
Оркестр. Отношения с коллегами, учениками складываются не всегда эффективно. Как изменить ситуацию? Представьте, что все люди делятся на «барабаны» и «скрипки». «Барабаны» обладают устойчивой психикой, они спокойны, медленно принимают решения, медленно реагируют. Чтобы чего-то от них добиться, нужно приложить силу. «Скрипки» очень чувствительны, эмоциональны, стремительны. Достаточно тронуть струну, чтобы получить ответ. Поделите свой класс, трудовой коллектив на «барабаны» и «скрипки». Подумайте, как вы собираетесь общаться с ними завтра. Какой реакции ждете? А каким инструментом вы считаете себя?
«Настоящий Цезарь». Учителю важно уметь распределять свое внимание: видеть каждого ученика в классе, контролировать содержание урока, собственное состояние. Это умение можно тренировать. Вернувшись домой после напряженного рабочего дня, включите телевизор, раскройте новую, еще не читанную книгу. Одновременно читайте и «краем глаза» следите за развитием сюжета очередного сериала. Через сколько минут вы перестали понимать, что творится на экране или откуда взялся в книге неведомый персонаж? Хороший уровень – минут пятнадцать–двадцать. И чтобы потом еще суметь рассказать домашним, про что была книжка и чем кончился фильм.

Рейтинг@Mail.ru