Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

ЗАДАЧА НА ПОНИМАНИЕ


Кузнецова Оксана

На этапе выбора профиля

Оказывается, совершить этот выбор осознанно, с учетом всех факторов помогает так называемая «временн  ая компетентность»

Одна из самых актуальных и сложных проблем современной школы – поиск эффективных методов предпрофильной подготовки. Не секрет, что к моменту перехода в 9 класс многие ученики оказываются не способны совершить осознанный выбор профиля обучения. А ведь это не просто выбор сферы будущей профессиональной деятельности, но и, перефразирую мысль известного психолога Льва Выготского, выбор жизненного пути, поиск своего места в обществе. Как же помочь подростку не ошибиться
в выборе?

 

В поисках опоры

Известно, что на процесс самоопределения влияет масса разных психологических факторов. Чтобы учесть их все, например, при выборе профиля обучения, подростку важно понять, почему он принимает то или иное решение; оценить, что (кто) оказывает влияние на его первый профессиональный выбор; задуматься о том, как изменится его жизнь с принятием того или иного решения. Многие ребята теряются в лабиринте этих факторов и многообразии противоречий. Что здесь главное, а что – вторично? На что опереться при упорядочивании собственных представлений о ситуации выбора? На наш взгляд, такой опорой могла бы стать так называемая временна?я компетентность – компетентность в сфере отношения к времени и обращения с временем (она включает в себя способность хорошо ориентироваться во времени, осознавая единство своего прошлого, настоящего и будущего, умение действовать в настоящем, а также навыки планирования своего будущего). Эта компетентность позволяет увидеть все значимые для выбора факторы в комплексе, то есть во временной перспективе.

Путеводные смыслы

Чтобы развить у подростков компетентность «во времени», мы рекомендовали бы обратиться к работе с притчей.
Почему притча? В притче как метафоре перемен создается целостный образ различных ситуаций, с которыми человек встречается на протяжении жизни. Во время чтения притчи у нас рождаются ассоциации и выстраиваются аналогии, помогающие по-другому взглянуть на свою историю. И в этом ракурсе проблема воспринимается не изолированно, а многопланово, раскрывая перед человеком многообразие возможных решений и предоставляя простор для самостоятельного выбора.
Заметим, что косвенное, а не прямое выражение идеи оказывает более сильное воздействие, не вызывая отрицания и противодействия, что особенно важно для подростков. Смыслы, преподнесенные в такой форме выражения, как притча, представляют собой многоуровневую систему. Каждый человек сможет раскрыть для себя свой уровень, найти свое значение.

Приглашение к спору

Итак, с нашей точки зрения, работу с подростками на этапе выбора профиля можно начинать не со ставшей традиционной диагностики интересов и способностей, а с активизации учеников и выяснения особенностей их восприятия времени.
Для этого во время проведения профориентационного занятия классный руководитель может использовать, к примеру, притчу «Три мудреца». Вот она: «Три мудреца поспорили о том, что важнее для человека – его прошлое, настоящее или будущее. Один из них сказал: «Мое прошлое делает меня тем, кто я есть. Я умею то, чему я научился в прошлом. Я верю в себя, потому что мне хорошо удавались те дела, за которые я раньше брался. Мне нравятся люди, с которыми мне прежде было хорошо, или похожие на них. Я гляжу на вас сейчас, вижу ваши улыбки и жду ваших возражений, потому что мы уже не один раз спорили, и я уже знаю, что вы не привыкли соглашаться с чем-либо без возражений». «А с этим невозможно согласиться, – сказал другой. – Если бы ты был прав, человек был бы обречен, как паук, сидеть день за днем в паутине своих привычек. Человека делает его будущее. Не важно, что я знаю и умею сейчас. Мое представление о том, каким я хочу стать через два года, куда более реально, чем мои воспоминания о том, каким я был два года тому назад, потому что мои действия сейчас зависят не от того, каким я был, а от того, каким я собираюсь стать. Мне нравятся люди, непохожие на тех, кого я знал раньше. А разговор с вами интересен не потому, что мы уже привыкли спорить друг с другом, а потому, что я предвкушаю здесь увлекательную борьбу и неожиданные повороты мысли». «Вы совсем упустили из виду, – вмешался третий, – что прошлое и будущее существуют только в наших мыслях. Только в настоящем можно что-то менять в своей жизни – ни прошлое, ни будущее нам не подвластно. Только в настоящем можно быть счастливым: воспоминания о прошлом счастье – грустны, ожидание будущего счастья – тревожно! А когда я вступаю в спор, я должен учитывать то соотношение сил и тот узор аргументов, которые сложились в настоящий момент». И мудрецы еще долго спорили, наслаждаясь неспешной беседой. И я не знаю, кто из них победил в споре».
После знакомства с текстом данной притчи школьники приглашаются к участию в дискуссии мудрецов: «Возможно, спор мудрецов продолжается и сейчас. Прислушайтесь к их голосам. Чье мнение вам ближе? С кем из них вы бы хотели поспорить? Поразмышляйте на эту тему». Все это предлагается сделать письменно, в виде небольшого эссе. А после создания эссе проводятся анализ и совместное обсуждение работ.

Каким днем жить?..

Прежде чем перейти к рассмотрению примеров подобного анализа, заметим, что педагоги, конечно же, могут использовать и другие притчи, сюжет которых связан с проблематикой целеполагания, ценностных ориентаций, выбора, принятия решения. Очень важно найти «свою» притчу: у каждого педагога что-то работает лучше, а что-то – «не резонирует». И еще. Перед работой с притчей важно настроить детей на то, что предстоящее занятие будет связано с темой выбора профиля и выбора вообще. Можно, например, сказать ребятам, что «нам приходится принимать много важных решений, от которых зависит то, как сложится наша жизнь. И ситуация выбора профиля обучения может, помимо прочего, стать для вас «учебным полигоном», где вы сможете научиться осознанно принимать решения».
У нас был опыт работы с учениками седьмого и восьмого классов, которые написали эссе по мотивам притчи «Три муд­реца».
Выяснилось, что около 66% восьмиклассников ощущают время в целостности и единстве. В сочинениях этих подростков присутствуют все три времени и нередко встречается упоминание о том, что жить и действовать надо в настоящем.
34% учеников восьмого класса не воспринимают психологическое время личности в единстве трех составляющих. Например, представители этой группы могут считать, что время – это только настоящее и будущее, прошлое для них не существует.

«Растяжимое» понятие

Анализируя эссе подростков, мы выделили пять типов восприятия психологического времени личности: 1) отсутствие фиксации на каком-то одном временно?м отрезке; 2) фиксация на прошлом; 3) фиксация на настоящем; 4) фиксация на будущем; 5) слитое настоящее и будущее (то есть восприятие того и другого как единого временного отрезка или «точечное» ощущение настоящего – настоящее как одно мгновение).
Рассмотрим эти типы восприятия времени более подробно.
Подростки, представляющие первую группу, не выделяют какой-либо временной отрезок (прошлое, настоящее или будущее). Обычно в их высказываниях присутствует фраза о важности каждого из них. Но не все подростки способны определить границы прошлого, настоящего и будущего достаточно четко.
«Я считаю, что время – это очень растяжимое понятие. Очень сложно понять, что важнее: прошлое, настоящее или будущее… Очень сложно определить рамки этих времен».
Такая позиция по отношению к времени характерна в основном для учеников седьмых классов. Тема самоопределения, выбора жизненного пути еще не является для них важной и актуальной. Их рассуждения, как правило, достаточно абстрактны. У восьмиклассников тоже встречаются подобные высказывания, но, с нашей точки зрения, это свидетельствует о возможных проблемах при построении жизненной перспективы.
Ребят с явной фиксацией на прошлом (самая немногочисленная группа) отличает нежелание взрослеть, инфантилизм, страх перед будущим. Также причиной фиксации на прошлом может быть и психологическая травма. Чаще всего таким подросткам требуется консультация психолога.
Подростки, входящие в третью группу (фиксация на настоящем), выделяют настоящее как наиболее важный промежуток времени. И нередко при этом вся жизненная траектория воспринимается в единстве прошлого, настоящего и будущего, но иногда способность к планированию, связанная с будущим, у таких подростков проявляется недостаточно.
А некоторые вообще о будущем задумываться не хотят: «Надо жить одним днем… а будущее – я не очень сильно придаю этому значение».
Эти подростки испытывают наиболее серьезные проблемы при построении жизненных планов.
Представители четвертой группы в большей степени ориентированы на будущее. Некоторые восьмиклассники при этом воспринимают время в единстве прошлого, настоящего и будущего, а другая часть ребят пребывают в иллюзорном, нереалистичном будущем, не ощущая единства времен.
Для ребят из пятой группы характерно «слитое» настоящее и будущее.
Подростки этой группы испытывают трудности при восприятии времени и выстраивании временно?й перспективы, они не могут разграничить временные отрезки. И следовательно, нередко у них могут возникать незрелые представления о своем профессиональном будущем.
В эссе учеников 8 класса в отличие от работ семиклассников почти всегда тема размышлений о времени переплетается с рассуждениями о себе, в том числе – размышлениями о дальнейшем образовании и будущей профессии. Более детальный анализ эссе позволяет заметить, что даже у подростков, устремленных в будущее, бывает настороженное к нему отношение. «Время очень коварно. В один прекрасный момент, когда вы уже почти достигли своей цели, все может рухнуть, как карточный домик». При дальнейшей работе с этими учениками был выявлен высокий уровень тревожности.

«Что из этого выйдет в будущем?»

Обсуждение эссе можно проводить в форме групповой дискуссии, но анализ наиболее деликатных тем и мотивов, проявившихся в сочинениях, осуществляется только в ходе индивидуальных психологических консультаций.
Как показывает практика, в результате работы с притчей у старшеклассников возникает образ будущего, но не абстрактный и нереалистичный, а непосредственно связанный с настоящим.
Важно только понимать, что притча сильна именно тем, что в ней нет прямых директивных указаний. Поэтому обсуждение эссе надо проводить в форме диалога, который предполагает равенство позиций всех участников. Здесь не должно быть назиданий.
Чтобы подобная работа была более продуктивной, стоит подключить к ней школьного психолога. Иногда в тексте сочинений встречаются «указания» на различные психологические трудности – например, страх перед будущим или проблемы общения (обращаться с этими вещами надо очень аккуратно и деликатно). Психолог может выявить эти проблемы и причины их возникновения, помочь педагогу найти ресурсы для дальнейшей работы. Интересный опыт подобной работы также может быть получен на интегрированных уроках психологии и литературы.

Рейтинг@Mail.ru