Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2009
Первая тетрадь
Политика образования

БУМАГА С ОСТРЫМИ КРАЯМИ


Дашковская Ольга

Закон «Об опеке и попечительстве»: последствия не заставили себя ждать...

Исследования показывают, что фактическая отмена патронатного воспитания ухудшила ситуацию с семейным устройством детей-сирот

В середине сентября Дума провела парламентские слушания, посвященные реализации Закона «Об опеке и попечительстве», вступившего в силу год назад. Закон, который разрабатывался три года, все это время резко критиковали специалисты, работающие с детьми. Мы уже писали, что он фактически запретил патронатное воспитание как отдельную форму семейного устройства детей-сирот.
Мониторинг последствий введения закона показал, что худшие прогнозы специалистов, увы, оправдались. Модели патронатного воспитания, созданные в регионах, разрушаются. Растет число отказов от детей, уже устроенных в семьи. А вот впервые устроить ребенка в семью удается все реже…

 

Не контроль, а помощь

Патронатное воспитание существует в России 12 лет, его методики используются в 46 регионах.
За это время в патронатные семьи были устроены около 7000 детей. Еще тысячи вернулись к кровным родителям. Собран огромный опыт работы, подготовлены специалисты, отработаны технологии. Специалисты утверждают: систему патронатного воспитания загубили «на взлете». Если бы не злополучный закон, через год-два эта форма семейного устройства стала бы самой распространенной, поскольку ее преимущества очевидны.
В чем они состоят?
Опека и приемная семья предполагают передачу всех прав и обязанностей по воспитанию ребенка его приемным родителям. Опекунам полагается ежемесячное пособие на содержание ребенка, а приемные родители получают еще и зарплату.
Аналогичная схема (пособие на содержание ребенка плюс зарплата) была предусмотрена в субъектах РФ и для патронатных воспитателей.
Но если с приемным родителем заключается гражданско-правовой договор, то с патронатным – трудовой. Получив специальную подготовку, он зачислялся в штат учреждения, на базе которого действовала площадка по патронатному воспитанию.
Но главная особенность патронатного воспитания – договорное разделение полномочий между семьей и профессиональной службой. Например, патронатные воспитатели отвечают за жизнь и здоровье детей, а профессиональная служба, организуемая, как правило, на базе детского дома, обязана защищать интересы ребенка в суде, помогать патронатной семье в различных ситуациях – будь то организация лечения и привлечение на это спонсорских средств или оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи, благо в штате такой службы работают психологи, социальные педагоги, юристы.
Такая схема делала службу не контролером, а партнером, помощником семьи. Но именно эта специфика патроната – солидарная ответственность и разграничение полномочий – была утрачена «благодаря» усилиям разработчиков закона. Родители остались один на один со своими проблемами.
Оставим на совести разработчиков закона – депутатов Госдумы Е.Лаховой, П.Крашенинникова, Л.Пепеляевой – те причины, по которым они так упорно отстаивали свое детище.
Обратимся к фактам.
Специалисты столичной Финансово-гуманитарной академии под руководством проректора по научной работе Галины Семья в мае этого года проанализировали последствия реализации Закона «Об опеке и попечительстве» в регионах. Львиная доля негативных оценок, полученных в ходе мониторинга, была связана с отменой института патроната.

На грани выживания

В разных субъектах РФ было выявлено несколько тенденций:
1. Семьи и специалисты находятся в «режиме ожидания»: ранее созданные патронатные семьи продолжают функционировать, однако новые не создаются.
2. Патронатные семьи массово переводятся в другие формы – например, приемные, теряя профессиональное сопровождение.
3. Отменяются региональные законы о патронате, патронатные площадки закрываются или преобразовываются.
Что скрывается за сухими отчетами?
В Пермском крае, где события развиваются по второму сценарию, процесс напоминает коллективизацию: патронатных воспитателей всеми правдами и неправдами заставляют переписывать договоры и становиться приемными родителями.
«Некоторые люди по незнанию и доверчивости соглашаются на эти уговоры, а потом, поняв, что они потеряли, кусают локти, но вспять этот процесс повернуть уже не удается, – рассказывает бывший зам. директора детского дома г. Юго-Камска Пермского края Ольга Филатьева. – Они теряют трудовой договор и плюс гарантированное профессиональное сопровождение. Например, в отдаленные сельские районы раньше выезжали бригады медиков, психологов, других специалистов для помощи патронатным семьям. Теперь этого не будет».
Осознав потери и испугавшись того, что они не справятся со своими обязанностями, некоторые патронатные родители возвращают детей в детские дома. А сами учреждения – детские дома, на базе которых создавались патронатные семьи, – либо закрываются, либо продолжают работать, утратив прежнюю специфику.
А на тех, кто пытается бороться с системой, – давят.
Ярким примером может служить детский дом № 19 г. Москвы, где работа по патронатному воспитанию ведется с середины 90-х годов.
«Детей за это время поступало мало, а принятый закон запретил передавать воспитанников в новые патронатные семьи. Поскольку мы теперь не можем оказывать родителям помощь, резко сократилось число семей, готовых взять оставшихся детей. А еще за полтора года в нашем учреждении было множество проверок, – рассказывает директор детского дома Мария Терновская. – Вместо того чтобы воспитывать детей, устраивать их в семьи, мы отвечаем на бесконечные запросы чиновников».
По словам М.Терновской, незаконными признаются все прежние достижения и наработки. То, что раньше считалось успехом, теперь ставится в укор – как, например, создание отдельных служб, работающих с кровными родителями и с гражданами, желающими взять ребенка в семью.
Неясно, как теперь помочь детям в самом детском доме. Здесь были группы, созданные, чтобы подготовить детей к будущей жизни в семье. Для этого быт детского учреждения максимально старались приблизить к домашнему: воспитатели учили детей готовить еду, на это выделялись специальные средства. Теперь есть опасность, что горячее питание будут привозить из казенных столовых. Неясно, что станет с высококвалифицированными специалистами – психологами, социальными педагогами, ставки которых чиновники считают «избыточными».
«С утратой или сменой кадров или с изменением функций учреждения пострадают патронатные семьи, – говорит М.Терновская. – В случае кризиса отношений в семье важно немедленно откликнуться на проблему. Если уйдут те, кто знает детей, появится угроза возвратов детей в детский дом».
Помимо всего прочего согласно новому закону патронатные воспитатели – наравне с опекунами и приемными родителями – обязаны сдавать подробные бухгалтерские отчеты, как расходуются пособия на приемных детей, с приложением чеков о сделанных покупках.
Если раньше они имели право делать покупки на рынках, в любых магазинах, то теперь – только в дорогих супермаркетах, оснащенных кассами, которые пробивают чеки с наименованиями товаров.
«Это отнимает силы, время, вызывает раздражение, унижает людей», – говорит М.Терновская.
Но это частности. А в целом, по мнению М.Терновской, в результате действия закона «разрушен правовой, организационный, финансовый механизмы преобразования детских домов в центры семейного устройства детей. А главное, нанесен сокрушительный удар по кадровому ресурсу: специалистов, владеющих уникальными технологиями подбора, подготовки, сопровождения семьи, сокращают, и они уходят работать в другие сферы».
Добавим, что в мае этого года были приняты Постановления Правительства РФ №?423 и 432, определяющие порядок передачи детей на различные формы семейного устройства и устанавливающие единый общероссийский перечень документов, которые должны предъявлять кандидаты в замещающие родители. Помимо традиционных справок об отсутствии судимости, соответствия жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, медицинского заключения о состоянии здоровья потенциальные приемные родители обязаны предоставить документ о прохождении психолого-педагогической подготовки и пройти психологическое обследование.
По закону подбор и подготовка опекунов (проведение тренингов, семинаров, тестирований) могут быть доверены самым различным организациям, в том числе и не имеющим прямого отношения к образованию.
В то же время из-за неясности с патронатом службы по сопровождению патронатной семьи, владеющие этими технологиями, не всегда наделяются соответствующими полномочиями и вынуждены работать едва ли не украдкой.

Необратимые последствия

Еще год назад эксперты прогнозировали ухудшение ситуации с семейным устройством детей и увеличение числа отказов от детей, принятых в семьи, в связи с вступлением в силу Закона «Об опеке и попечительстве».
К сожалению, наихудшие прогнозы подтвердились.
Так, в 2006 г. были возращены из замещающих семей в детские дома 3964 ребенка, в 2007 г. – 5936, в 2008 г. этот показатель увеличился до 6366, из них – 5057 – по инициативе родителей, 1261 ребенок – из-за ненадлежащего исполнения родителями своих обязанностей, 48 – по причине жестокого обращения с детьми.
За год реализации закона уменьшилась и численность детей, передаваемых на различные формы семейного устройства. Экономический кризис здесь ни при чем: государственные расходы на эти цели по сравнению с прошлым годом увеличились. Например, ежемесячные выплаты на ребенка в замещающей семье выросли с 5384 до 5851 рубля, заработная плата родителей – с 5932 до 7038 рублей, единовременное пособие при всех формах семейного устройства – с 8840 до 9990 рублей.
На фоне растущей господдержки число сирот, устроенных в семьи, снизилось с 47135 (данные на июнь 2008 г.) до 44389 в июне 2009 г. Сокращение произошло по всем формам семейного устройства, за исключением усыновления (да и там прирост крайне несущественный), новые патронатные семьи, естественно, не создавались. Число детей-инвалидов, переданных на семейные формы воспитания за указанный период, сократилось с 665 до 576.
Комментируя эти цифры, Галина Семья отмечает: «Сопоставление данных показывает, что пока ситуация не дает резкого ухудшения, поскольку активное развитие семейного устройства привело к тому, что в учреждениях остались в основном дети «группы риска по семейному устройству»: подростки старше 10 лет (69%), дети с ограниченными возможностями (14%), дети из многодетных семей (9,6%)».
Но если ранее такие дети могли быть устроены в патронатную семью, то теперь, после принятия Закона «Об опеке и попечительстве», они такой возможности лишились.
По общему мнению участников парламентских слушаний в Госдуме, необходимо срочно внести поправки по закреплению статуса патронатной семьи. Если это не сделать в ближайшее время, то ситуация станет необратимой.
Однако приблизительные сроки рассмотрения этих поправок, которые были подготовлены вскоре после выхода пресловутого закона, в Комитете Госдумы по вопросам женщин, семьи и детей нам так и не назвали.
По конфиденциальной информации, Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, возглавляемый одним из разработчиков закона, Павлом Крашенинниковым, всячески препятствует внесению каких-либо изменений в этот документ.

Рейтинг@Mail.ru