«Если учитель интересный, хоть на крыше можно учиться!»
Детские наблюдения из школьной жизни
Дети уже в школе. В форме. За партами, перед учителями, над тетрадками. А эта запись – еще летний свободный разговор с ними.
Отличный от других
– Знакомы ли вы с таким явлением – «белая ворона» в классе?
...Да, это когда все относятся плохо. Меня сначала все изводили, а в поездке на спортивные соревнования объявили бойкот. И я стала сама ставить одноклассников на место – каждого по отдельности, в каждом случае. Это трудно, ты делаешь из себя тупоагрессивную машину и все время в этом состоянии находишься. Но я отбилась, теперь все нормально.
...Не обязательно защищаться. Или разбираться по каждому поводу, это очень часто впустую, тебя не слышат. Хорошо помогает игнорирование. Не совсем молчать, а сказать: раз я тебя не устраиваю, отойди от меня подальше.
...Это у кого какой характер. У меня друг в школе, как только он появился в классе, его начали шпынять и до сих пор шпыняют, хотя он как раз старается игнорировать, ему тоже какой-то психолог посоветовал не обращать внимания. И вот против него всех подговаривают, по всей школе. Он мне сказал, что так у него уже в трех школах было.
...Надо всегда пробовать поговорить. Для чего же нужен язык? Спросить: почему ты думаешь, что можешь настраивать других против меня? Пусть ответит. Еще не хватало: молчать, носить в себе. Я сама однажды девочку толстенькую обидела, сказала ей «пирог». Не знаю, ради чего, она очень способная, талантливая девочка. Ей просто с фигурой не повезло, а мы и рады. Я вот не умею стоять против большинства. Да кто умеет?
...Была такая история: мне начали намекать, чтобы я после школы пришел за угол, со мной там поговорят – намекают, значит, на драку. Я позвонил папе, чтобы он приехал, но папа сказал, что занят, а я сказал, что это очень важно, и он приехал. И после этого от меня отстали.
...Я думаю, взрослым в эти дела нечего вмешиваться, надо самому справляться.
...Ну нет, это только в кино бывает: родители в командировке, а дети сами спасают мир. Я вот как увижу, что обижают кого-то, иду к психологу. Она поговорит с мальчиками, и они лучше становятся. Зачем-то взрослые существуют?
Главное как, а не где
– А например, в школе, что бы вы хотели изменить?
...Я вот давно против парт. Сидишь весь урок, потом не разогнешься. А надо еще сидеть пять уроков. Тяжело. А размяться на перемене – пойди попробуй, все должно быть прилично – опять сиди, или стой спокойно, или прогуливайся маленькими шагами, как старик. Мой брат учится в математической школе, у них тоже парты, но им разрешают решать лежа под партой. Мой брат туда залезает и делает работу на пятерку. Главное – как, а не где.
...Многие говорят, что надо систему поменять, а то все распланировано, скучно. Да нет же, все идет нормально, и в любой момент урока может произойти какая-нибудь глупость, случай или еще какая-то жизнь ворвется. Например, у нас математика, а за дверью дети имитируют звук самолета – потом взрыв. Мы немного повеселились – и снова работать. А если и урок будет без рамок, тогда совсем понимать что-либо перестанешь. Распоясались бы совсем.
...Нет, если учитель интересный, хоть на крыше можно учиться, хоть сколько времени. И за партой с ним не устанешь. Но если учитель скучный, с монотонной речью, надо, чтобы было право от него уйти.
Печать отметки
– Как вы реагируете на двойки?
...Никак. Нельзя на оценки реагировать. Я сама лучше знаю, насколько владею материалом. Но и расстройство есть, если это нужный тебе предмет. Родители за двойки уже, наверное, никого не ругают.
...Ну нет, мой отец сразу начнет занудствовать, стучать пальцем по столу: «Ты у меня смотри». Но тут обычно приходит бабушка, и он уходит.
...Мои родители никогда не интересуются, какие оценки я получила, и это немного задевает. Скажут: «Ну молодец!» Или: «Да, а как же, ты и должна получать пятерки». Но это дается нелегко, иногда хочется рассказать. Помощь родителей тоже бывает нужна, чтобы чего-то достичь.
...Ничего хорошего в том, что у меня в тетрадях по русскому за прошлый год нет ни одной оценки. Я писал, а никто не читал. А в некоторых упражнениях было задание выразить свое мнение на тему, так вот никто не читал. Все-таки оценки нужны, чтобы у тебя руки не опускались.
...Нет, оценка не стимул. Вот бы, например, ты хорошо ответил и тебя бы отпустили с урока. Или выполнил самостоятельно все задания по теме, тебя бы проверили и сказали: до такого-то числа можешь не посещать. Я бы, наверное, все равно посещал, но сам факт…
...Оценки ставит учитель, и это может расходиться с твоими знаниями. Например, вопрос: какие были цели у Наполеона? Учитель требует один правильный ответ, как в ЕГЭ. Но если я учу историю, я называю ряд причин вторжения наполеоновской армии в Россию. Я не права, меня карают плохой оценкой. Про литературу не говорю. Там наоборот, учительница находит какие-то редкие трактовки произведений и заставляет нас им подчиняться. Например, говорить, что в пушкинской «Барышне-крестьянке» все персонажи играют придуманные роли и поэтому не могут нормально прожить свою жизнь. Не соглашаться опасно, это отражается на оценках.
Не убегать же!
– Приходила ли кому-то мысль бросить школу?
...Я пробовал, но учиться самому трудно. С родителями еще хуже, чем с учителями. Тем более в школе всегда найдется хоть один хороший учитель.
...У меня в школе в самом начале года всегда болит живот, я очень волнуюсь. Проблемы с одноклассниками всяческого рода. А потом все проходит. Само.
...Бывает страшно идти в школу. Никогда не знаешь, что они там придумают, чтобы тебя изжить. Неприятное ощущение в организме. Но надо пройти через это, не убегать же.
...Мне легче учиться, когда меня уважают – тогда я более открыт и свободен. И прежде чем учиться, надо установить хорошие отношения со всеми. Тогда учиться будет проще. В одиночку я бы учиться не смог.
...Школа пусть будет. Но хотелось бы, чтобы можно было встать и уйти – в лучшую сторону или в худшую от школы. Но у нас и в туалет на уроке не выпускают: «Как это? Все в школе очень серьезно!»