МЕСТО В ШТАТНОМ РАСПИСАНИИ
Стажа еще нет, а работа уже в тягость...
Что мешает молодому педагогу найти себя в профессии?
Большинство молодых учителей испытывают трудности в период социально-профессиональной адаптации. И самой большой проблемой оказывается налаживание контакта с детьми. Такой вывод напрашивается из исследования кандидата социологических наук Елены Черниковой «Состояние и противоречия социально-профессиональной адаптации молодых педагогов: социологический анализ».
Такие разные дети…
Как показало исследование, большая часть молодых учителей приходят в школу, руководствуясь сугубо педагогической мотивацией. Однако с увеличением стажа работы учителя называют ее все реже. Например, в первый год работы интерес к педагогической деятельности испытывали 53% респондентов, а на третий год – лишь 25%. Если в самом начале вхождения в профессию мотив «нравится работать с детьми» выделили 37% молодых учителей, то после двух лет работы – только 27%.
Вместе с тем многие учителя в качестве ведущей мотивации назвали интерес к предмету – 30%. Но и этот мотив существенно ослабевает буквально за несколько лет работы в школе.
Реалии современной школы часто не оправдывают надежд новичков: лишь 28% молодых учителей отметили, что представления об учительском труде совпадают с практикой. Те или иные затруднения на этапе социально-профессиональной адаптации испытывают 78% молодых педагогов (не испытывают – лишь 6%).
Трудный разговор
С какими же конкретно проблемами сталкиваются учителя? В чем причины разочарования?–Как правило, молодые педагоги настроены на работу с ответственными, активными, послушными учениками. А в реальности ученики оказываются очень разными, в том числе замкнутыми, агрессивными, с отклоняющимся поведением.
Примерно треть респондентов испытывают затруднения в установлении контакта с детьми (при этом 84% респондентов назвали общение с детьми самой значимой сферой педагогического взаимодействия) и в формировании отношения детей к себе как к учителю. Большие затруднения у опрошенных вызывают: организация и проведение совместного досуга, внеурочных мероприятий с детьми, установление контакта с замкнутыми детьми, оценка знаний, поведения учеников, применение порицания, наказания.
К самым трудным ситуациям педагоги также относят: неожиданное, без предупреждения посещение завучем или директором урока, разговор с завучем или директором по поводу решения возникающих проблем, знакомство с родителями, проведение родительского собрания, индивидуальную беседу с родителями ученика по поводу его учебных неуспехов и недисциплинированности. Пятая часть учителей испытывают дискомфорт во взаимодействии со школьниками, в установлении оптимальной дистанции в отношениях с опытными коллегами и администрацией, в контактах с родителями учеников, в отношениях со старшими по возрасту коллегами.
Обучение без «собственного видения»
Большинство респондентов уверены, что самое главное для педагога – это отличное знание предмета, доступное изложение материала, стремление заинтересовать учащихся. А такие качества, как активность, инициативность, творческие способности, педагоги поместили на 7-е и 10-е места, хотя эти качества связаны с мировоззрением педагога и способствуют социально-профессиональной адаптации. Еще меньше учителя ценят «наличие собственного видения педагогического процесса» (14-я строчка в рейтинге значимых качеств) и «эмоциональность, открытость, эмпатию» (15-я строчка). Общая тенденция такова: чем дольше учителя работают в школе, тем меньшее значение они придают тактичности и доброжелательности, эмоциональности и открытости, развитию кругозора, эрудиции, креативности, собственному видению педагогического процесса. По всей видимости, в условиях жесткой регламентации педагоги постепенно утрачивают представления об учительском труде как творческом.
Коллеги или конкуренты?
Анализ конкретных затруднений показал, что острота проблем, связанная с овладением профессиональными умениями, не снижается в первые три года работы, что свидетельствует о недостаточной подготовленности.
Основную помощь в период адаптации молодые учителя получают от более опытных коллег в форме консультаций. В то же время нередко педагоги со стажем видят в новичках конкурентов, поскольку молодежь быстрее осваивает современные информационные технологии.
Исследование выявило, что только треть молодых учителей были представлены администрацией школы педагогическому коллективу и ознакомлены со своими функциональными обязанностями. Треть молодых педагогов дидактические средства разрабатывали самостоятельно, не имея соответствующего опыта.
Предмет, предмет и… предмет
Осознавая недостаточную подготовленность к работе, 72% опрошенных систематически занимаются самообразованием. При этом учителя стремятся прежде всего повысить заинтересованность (активность) учеников в изучении предмета и совершенствовать педагогические технологии. Психолого-педагогическим знаниям и умениям уделяется гораздо меньше внимания. На первом году работы научиться разрешать конфликтные ситуации между учениками стремятся всего 14% респондентов (правда, к третьему году этот показатель возрастает до 22%), воспитывать у детей высокие нравственные ценности и убеждения – 14%, повысить коммуникативную компетентность в общении со старшими коллегами – 13%. Получается парадоксальная ситуация: коммуникативные навыки молодых учителей, мягко говоря, не соответствуют сложности решаемых задач, но развитие коммуникативной компетентности не становится для них приоритетом.