Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

В ПОИСКАХ ВЫХОДА ИЗ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЛАБИРИНТОВ


Ляушкина Елена

«Лови ошибку» и «Найди различия»

Азы самостоятельности для младшеклассников

Психологам известно, что именно маленькие дети выбирают более свободно, и результат их выбора оказывается лично приемлемым гораздо чаще, чем результат выбора взрослых. Однако парадокс заключается в том, что с первых школьных шагов это важное свойство – точно знать, что надо, а что не надо, что лучше, что хуже, – не получает условий для своего развития. Как, впрочем, любая личная активность. Можно ли поправить ситуацию?

У входа

Вспоминаю, как три года назад мои ребята сели в первый раз за парты. Глаза устремлены на меня… ждут. Улыбаюсь, здороваюсь, и вот на экране первый слайд. Радостная девчушка с косичками. «Как вы думаете, кто это? Не поверите, но это я». Малыши заулыбались. Стали называть себя, знакомиться. А потом каждый получил первый фотоальбом класса! Он был создан из фотографий, которые принесли мне родители ребят. Важно с первой минуты передать детям это сообщение: каждый интересен, ценен, и мы теперь вместе. Это главное условие для более произвольного (свободного) обучения.

За партой

Ребенок отвлекся от предлагаемого на уроке материала и занялся своим делом – кому это не знакомо? Дежурные реакции: «Петя-а-а! Проснись!»; «Сидоров! Чем ты занят на уроке?»; «Маша, что я сейчас сказала?». Но ведь если только и скажешь строго и коротко: «Маша!» – дашь отрицательное воздействие. Ребенку неловко, взгляды одноклассников устремлены на него, возможно, здесь будет еще и вина, а то и гнев.

Второклассник Никита вдруг на уроке достал машинку и стал весело катать ее по парте. Урок идет своим ходом, детишки работают активно, а Никитка… С неживой машинкой ему уже скучно, и он пытается отвлечь соседку по парте, которая смущенно отстраняется и посматривает на меня. Подхожу к парте, улыбаюсь мальчугану, с участием спрашиваю: «Никита, тебе хорошо?» Никита мгновенно успокаивается, удивленно смотрит на меня и, ничего не говоря, склоняет над тетрадкой голову. И ребята заулыбались.

Может, кто-то возразит: «Как же так? Ведь потеряно три минуты от урока! Запретить шуметь, и все тут!» Да, минуты потеряны. Но не напрасно. Что-то все-таки было понято: ты выбираешь поведение, но и чувствуешь ответственность за свой выбор.

В процессе

С первых дней обучения фронтальный опрос по журналу отсутствовал. Проблем с оценками не было, потому что задания на выбор захватывают абсолютно всех: и активных, и застенчивых ребят. Самые интересные – «Лови ошибку», когда нужно найти неправильности, и «Найди различия».

Конечно же, фронтальная работа шла, и ребятам давались такие задания, в которых подразумевался индивидуальный ответ. Но для этого есть индивидуальные доски и сигнальные карточки («светофор»)  – отличные способы мгновенной обратной связи от детей.

Конечно же, ошибки неизбежны. Но важно отношение к ним: те, кто не успел, неправильно посчитал, написал, не чувствуют себя ущемленными, привыкают, что ошибки – непременные спутники обучения, на них стоит учиться и их не нужно бояться.

От заданий по выбору дети долго не устают. Но можно и обыкновенное задание на состав числа сделать «вкусным» для детей. У нас появлялись не простые конфеты, а математические. Внутри математических конфет – пары чисел. Условие одно: «начинка» во всех конфетах должна быть одинаковой. Допустим, мы изучаем состав числа 7. Значит, для каждой конфеты надо подобрать такую «начинку», чтобы сумма чисел была равна семи. На экране – слайд с конфетами, наверху – ряд чисел от 0 до 7. Числа для «начинки» нужно брать из этого ряда. Дети выбирают числа из ряда и формируют конфеты, и в конце мы выясняем, что ни одно число в ряду не пропало, находим закономерности в заполнении конфет числами.

В паре

По прошествии первых двух недель обучения для проверки знаний мы стали использовать щадящий опрос – «Шепталочку». Правила игры просты: учитель проговаривает задание, которое выполняется в уме, молча, потом один ученик шепчет на ухо другому ответ (предварительно договорившись о роли), а другой в уме проверяет правильность данного ответа и фиксирует результат на бумаге. Ставит плюс, если дан правильный ответ. В случае незнания правильного ответа проверяющий не пишет ничего. Заданий, как правило, 4–5, игра проходит в два этапа, поскольку роли меняются.

В перспективе

Свободу выбора мало предоставить, сам выбор можно постоянно тренировать, побуждая детей находить разные варианты решения задач. Мы включаем вариативность в сами задачи, чтобы правильный ответ был не единственным. Бывает, что дети сами находят решения, не пришедшие в голову учителю, и мы обсуждаем найденные варианты. Но самое замечательное – когда дети придумывают задания друг для друга или находят новые способы решений, объясняют своим товарищам, даже спорят друг с другом. Тогда рождается удивительная атмосфера настоящего живого урока.

Рейтинг@Mail.ru