Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

Фролова Ольга

«...А в июне, после ЕГЭ, была уверена: уйду»

Письмо сентября

Школьные будни набирают обороты. В начале месяца нам пришло письмо от учителя из Краснодарского края:

«Не ушла. Работаю. Радуюсь общению с детьми. Оживаю. А в июне, после ЕГЭ, была уверена: уйду, не хочу и не могу быть жуликом. Делать вид, что все идет обычно, как вчера, как всегда. Нет, ситуация в корне изменилась, и узор уже не тот.

Идет подтасовка результатов – промолчи, чтобы при надобности промолчали о тебе. «Нужному» ребенку на ЕГЭ несут шпаргалку – не замечай, чтобы на твою голову не свалилось огромное количество неприятностей. Директор просит тебя «помочь» (то есть решить задание) ученику N  – проглоти чувство отвращения, которое ты испытываешь, когда вынужден делать то, чего делать нельзя.

Что это? Побочные эффекты модернизации школьного образования? Но не дорого ли она встанет обществу, если стимулирует беспринципность и бессовестность педагогов, дает добро произволу и цинизму уже на школьной скамье?

Недавно я стала свидетелем такой сцены: в автобус впорхнула милая девчушка лет 10–11 и тут же громко заговорила по телефону: «Мама, я уже еду из парка, представляешь, я столько раз прокатилась на аттракционах бесплатно, я так их обманула, столько раз, представляешь, просто класс!» Выключив телефон, она со счастливым выражением лица проехала еще несколько остановок. Признаться, некоторым пассажирам, как и мне, было неудобно. Так громко, так уверенно – про некрасивый поступок?

А что, собственно, дети могут сегодня вынести из школы по части порядочности? Показные мероприятия для прибавки к учительскому жалованью. Фальсификации на ЕГЭ и ГИА. Повальные мониторинги – безграмотные, ни о чем не говорящие. Торговля с учениками по поводу оценок. И главное, никто в школе не живет по закону, а как кому выгодно. Колоссальная разница в зарплате администрации и рядовых педагогов. Это ладно. Но и в зарплате педагогов, «приближенных к столу» и «удаленных». Нам говорят о «качестве образования» – имеют в виду лояльность администрации. Говорят о «новых формах» – имеют в виду милые сердцу приемы устрашения с элементами показухи. По-настоящему новое и интересное у руководителей под подозрением.

И главное, ни по какому вопросу добиться справедливого решения невозможно. Я как-то пошла со своей проблемой к юристу, он сказал: «Закон на вашей стороне. Если хватит решимости и сил, добьетесь. Но сможете ли после этого работать в школе? Вам же просто не дадут!»

Так что все молчат: проволочки ли по вине администрации, ущемление ли человеческого достоинства или нечистые денежные манипуляции – тишина. К сожалению, эту «феодальную» школу модернизация никак не затронула, разве укрепила. А вот на детей она выплеснула ушат помоев. Они оказались отрезаны и от культуры, и от традиции, и от учителя – все это объявлено старым, плохим, не соответствующим требованиям современной экономики... Что же дальше? Их бросить нельзя.

…Поэтому я держу это перо. Поэтому я не ухожу из школы».

Рейтинг@Mail.ru