ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ
«Формализма в реализации стратегии не будет»
Глава профильного комитета Думы Г.Балыхин считает проект «Наша новая школа» главным событием года
На днях в редакции газеты «Московский комсомолец» состоялась пресс-конференция с участием председателя Комитета Госдумы по образованию Григория Балыхина, который рассказал о том, какие важные перемены произойдут в системе образования в наступившем учебном году.
Проекты, стратегии, целевые программы
Как считает Г.Балыхин, главным событием года станет реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Ее направления – разработка и внедрение нового поколения школьных стандартов, развитие учительского потенциала, поддержка одаренных детей, обновление школьной инфраструктуры, укрепление здоровья школьников.
«Никакого формализма в реализации стратегии не будет», – заверил глава профильного комитета Госдумы.
Уже в нынешнем году выделено 2,5 млрд рублей на капитальный ремонт аварийных школ (по подсчетам Минобрнауки, их в стране около 800). В ближайшее время будут утверждены школьные стандарты второго поколения.
Как пояснил Г.Балыхин, речь пока идет о стандартах начального общего образования. Они вступят в силу с 1 сентября 2010 года. А до этого срока необходимо подготовить учебники, методические пособия, образовательные программы и ряд подзаконных актов, в разработке которых примут участие депутаты профильного комитета.
Кроме того, парламентарии совместно с Минобрнауки и Российским союзом ректоров к концу 2010 года должны вынести на рассмотрение Госдумы интегрированный закон для системы образования. Этот документ должен устранить правовые коллизии между действующими законами в сфере образования и Гражданским, Бюджетным, Трудовым кодексами.
Также до декабря 2010 года предстоит разработать Федеральную целевую программу развития образования (ФЦПРО) на 2011–2015 годы (ныне действующая завершается в 2010 году).
По словам Г.Балыхина, на средства инвестиционной части программы построено около 200 объектов общей площадью 700 тыс. квадратных метров, в том числе завершается строительство 42 общежитий. Правда, есть опасения, что ввиду экономических трудностей новая ФЦПРО будет секвестирована – по аналогии с бюджетом на образование, который в 2009 г. был урезан на 10–15% по сравнению с ранее запланированными показателями.
Законы популярные. И не очень
В центре внимания депутатов профильного комитета Госдумы сегодня находится тема социальной поддержки учащихся.
Например, с этого года вступит в силу новый федеральный закон, обязывающий вузы выплачивать стипендии студентам начиная с первого семестра первого курса.
«Раньше, как правило, стипендии выплачивались только со второго семестра, по итогам первой сессии», – пояснил Г.Балыхин, признавшись, что за принятие этого закона пришлось побороться.
Немало дискуссий в Госдуме и Совете Федерации вызвал закон, позволяющий научным организациям и вузам создавать малые инновационные предприятия (3 августа закон был подписан президентом Дмитрием Медведевым).
По прогнозам Минобрнауки, при вузах может быть создано 25–30 тыс. таких предприятий, благодаря чему появится около 40 тыс. новых рабочих мест для выпускников вузов.
Но есть законодательные инициативы, которые депутаты профильного комитета не торопятся выносить на рассмотрение Госдумы, особенно в Год учителя (им, как известно, объявлен 2010 год).
Речь идет о 4 законопроектах, авторы которых предлагают передать обеспечение льгот на бесплатное жилье и коммунальные услуги для сельских педагогов – с федерального на региональный уровень.
Согласно п. 5 статьи 55 Закона «Об образовании», решение этой задачи является федеральным мандатом. Однако размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер, устанавливаются законодательными актами субъектов РФ.
На практике после принятия 122-го Закона из федерального бюджета не было выделено ни копейки на эти цели. А в регионах действовали по-разному, пользуясь двусмысленным толкованием законодательной нормы: в одних субъектах РФ (например, в Магаданской области) сельским учителям компенсируют оплату указанных расходов полностью, в других – частично, в зависимости от финансовых возможностей.
Понимая, что противоречие между буквой закона и реальной действительностью надо устранять, депутаты в то же время опасаются, что с передачей ответственности на региональный уровень финансирование указанных льгот будет зависеть от уровня бюджетной обеспеченности того или иного субъекта РФ (как это и происходит сегодня).
По мнению Григория Балыхина, средства на эти цели должны выделяться из федерального бюджета – по аналогии с субсидиями на капитальный ремонт аварийных школ.
Но пока этот вопрос не решен…
ЕГЭ по выбору: возможны компромиссы
Г.Балыхин не мог обойти вниманием тему ЕГЭ. Отметив, что «ЕГЭ стал действенным инструментом по оценке качества знаний выпускников», он в то же время констатировал, что в организации экзаменов «очень много недостатков». В частности, одной из ключевых проблем является коррупция, которая «из вуза перетекает в школу», что выражается не только в злоупотреблениях, допущенных в ходе проведения экзаменов, но и в репетиторстве.
На вопрос о том, планирует ли комитет под его руководством вернуться к рассмотрению законопроекта о добровольности ЕГЭ (внесен два года назад председателем Совета Федерации С.Мироновым, членами фракции КПРФ в Госдуме О.Смолиным, И.Мельниковым и другими), Г.Балыхин не дал определенного ответа.
«Я не хочу отклонять законопроект решением комитета, поскольку надеюсь, что все решится естественным путем», – сказал он, намекая на то, что авторы документа сами его и отзовут.
А «естественный путь» показал, что в этом году те категории абитуриентов, которым было предоставлено право выбора – сдавать вступительные испытания в вузы в традиционной форме или в форме ЕГЭ, – в большинстве своем предпочли второй вариант, тем самым опровергая актуальность закона.
В числе граждан, наделенных правом выбора, – выпускники прошлых лет, закончившие школу до 1 января 2009 г., поступающие на вечерние и заочные отделения вузов.
Авторы законопроекта о добровольности ЕГЭ предлагают распространить эту норму на тех выпускников прошлых лет, которые поступают на дневные отделения. При этом они готовы увеличить «срок давности», предоставив такое право тем, кто «ушел со школьного двора» не год или два назад, а еще раньше.
Г.Балыхин подчеркнул, что он не видит никаких проблем с принятием такой поправки, поскольку доля таких абитуриентов от общего числа невелика (по данным Рособрнадзора, в этом году она составила не более 4% от всех поступающих в вузы). При этом он пояснил, что если предоставить право выбора всем желающим, то «возникнет путаница и в вузы опять вернется коррупция».
Престиж профессии…
В заключение председатель Комитета Госдумы по образованию отметил, что главная задача ближайшего периода – стимулировать творческую, профессиональную активность педагога, повышать престиж учительской профессии. Правда, какими путями это будет достигаться, неясно.
К сожалению, по итогам приемной кампании нынешнего года именно педагогические вузы оказались в числе отстающих, не выполнивших план по приему абитуриентов на бюджетные места. Это значит, что министерство вынуждено будет сокращать контрольные цифры приема на педагогические специальности, а также объединять педвузы с классическими университетами или даже закрывать их.
Навряд ли перечисленные меры – в совокупности с экономическими проблемами в период кризиса – будут способствовать повышению статуса и престижа учительской профессии…