РОДИТЕЛЬСКИЙ ЛЕКТОРИЙ
Расставание с игрой?
В конце августа мы смотрим на детей, гуляющих во дворах, особым взглядом: им скоро в школу! Кончилось лето, время, когда детство разливается свободой.
Или про свободу – это только наши воспоминания о детстве? Так мне подумалось, когда я, гуляя в нашем дворе со своими маленькими детьми, обратила внимание на больших, на ребят от семи до двенадцати лет. Они каждый вечер собираются в компанию, сидят на лавочке, что-то грызут, ссорятся, но периодически кто-то спрашивает: «А давайте во что-нибудь поиграем?» Долго думают, наконец появляется предложение: «В зомби!»
В наше время эта игра называлась «Выше ноги от земли»: играющие, чтобы их не осалили, должны оторвать ноги от земли – залезть на дерево, скамейку или какой-либо другой предмет, лечь, сесть, подняв ноги. Но играют не весело, не долго. Кто-то говорит, что ему надоело, игра разваливается, и они возвращаются на лавочку. Опять что-то жуют и снова ссорятся – обзываются, кричат.
Беда: детям скучно. Когда в этом году мы делали летние дачи для детей из нашего клуба, поначалу они тоже были заражены скукой: сидят, высмеивают друг друга, не могут ни придумать игру, ни начать, ни закончить. Но мы для того и собрались, чтобы создать атмосферу, в которой детство оживает. Карнавалы, костры и игры – много разных коллективных игр. И к концу лагеря спонтанное возникновение игр без участия взрослых стало нормой.
Я думаю, чем меньше в нашем запрограммированном мире остается места для человечных, атмосферных состояний, тем труднее жить детям, тем большую агрессию они проявляют. Шутка ли – непрожитое детство!
И вот им уже в школу пора, к дисциплине, порядку, к диктатуре программ и учебников. Там не до игр даже на уроках физкультуры и предметах эстетического цикла. Как-то не берется в расчет, что без коллективных самоорганизующихся игр нет полноценного развития человека.
Мне как-то пришлось проводить занятие с родителями детей пятого класса элитной школы. Сначала было родительское собрание, на котором больше часа классный руководитель говорила о запланированных занятиях и вопросах успеваемости. Ни один ребенок не был отмечен как человек. Разумеется, после этого мое занятие о важности фантазии и игры для детей никак не воспринималось. Пока они не оттаяли, не вспомнили себя в детстве...
Школа по сегодняшним меркам – это стресс, оформляющийся как праздник. Всем плохо – и все красиво. Когда в школе говорят: «А теперь давайте поиграем» – ничего интересного не ожидается. Зато дома, едва открыв интернет, прочтешь: «Ищешь игры? Жми сюда!» И дети жмут, потому что потребность в игре у ребенка огромная.
Неужели нам нечего передать детям? Задайтесь вопросом, какие игры вы помните; спросите, какие игры знает ваш ребенок. Поиграйте вместе. Не пожалеете.