О ЧЕМ ПИШУТ, ЧТО ЧИТАЮТ?
У книжной полки
Обозрение педагогической печати
К.Н.Поливанова
Проектная деятельность школьников
М.: Просвещение, 2008
Метод проектов стал очень популярной формой работы с учениками, особенно в подростковом возрасте. Однако учителя иногда не очень хорошо представляют себе особенности этой образовательной практики. «Интуитивно все, кто сегодня связан с образованием, понимают, что проектная деятельность школьников предполагает их активность в образовательном процессе, а без активности ребенка образование невозможно. В то же время, что это за деятельность, деятельность ли это, что ее мотивирует, кто ее субъект, к каким результатам она приводит, как измерить этот результат, об этом, к сожалению, пишут очень мало», – говорит автор, объясняя направленность и проблематику книги. В то же время Поливанова не обещает дать читателю простые и однозначные ответы на поставленные вопросы. Это приглашение к обсуждению – редкий случай, когда учителю предлагают участвовать в дискуссии по поводу внедряемых инноваций, а не только исполнять утвержденные кем-то нормы.
Прежде всего автор излагает свое видение современных тенденций и проблем в образовании, в связи с которыми проектный метод как пространство для развития ребенка может быть востребован. Именно в связи с этим назначением учебного проекта и связаны все дальнейшие размышления: как соотносится учебная и проектная деятельность, каким образом компетентность становится одним из результатов образования.
Структура и особенности проектной деятельности подростков рассматриваются не только с теоретической точки зрения, но и в постоянном соотнесении со школьной реальностью, в том числе и для предупреждения распространенных ошибок. Кроме того, предлагаются разные варианты использования проектной деятельности в обучении детей разных возрастов – от малышей до старшеклассников – в зависимости от возрастных особенностей.
Е.В.Ефимова
Азбука общения
Нижний Новгород: Педагогические технологии, 2007
Книжка может быть интересна педагогам, родителям и подросткам или использоваться при изучении основ психологии общения. Здесь собраны короткие (в отличие от специальной психологической литературы и учебников) и доступные теоретические материалы, которые подкрепляются многочисленными практическими упражнениями. В каждой главе есть разделы «Практикум».
Термины и понятия объясняются на довольно простых и близких подростку примерах. Например, говоря о разных типах взаимодействия, автор рассматривает ситуации помощи в тяжелой работе, спортивного единоборства, родительского наказания, отношений врача и пациента.
Все типы и стили общения, социальные роли, состояния (родитель, взрослый, ребенок) иллюстрированы таблицами, в которых описаны характерные реакции, фразы, жесты. Приведены и рекомендации относительно того, как вести себя при взаимодействии с партнерами, демонстрирующими тот или иной стиль взаимоотношений.
Для того чтобы научить читателя эффективно строить общение, предложены игровые упражнения, разнообразные приемы и рекомендации с анализом возможных ошибок.
Отдельная глава посвящена конфликтам, их типологии и способам разрешения. В качестве примеров и тем для обсуждения приведены узнаваемые ситуации: «Вам предстоит сдавать экзамен, и вдруг учитель предлагает пяти ученикам защищать реферат, а не учить билеты. Четыре темы выбрали сразу же. Осталась только одна тема, и вы хотите ее взять. Как вы поступите, если ею заинтересовался ваш друг? Просто одноклассник?»
Для того чтобы подросток мог лучше разобраться в себе, автор приводит по каждой теме тесты и методики исследования российских и западных психологов.
Книжка, пожалуй, не может претендовать на статус самого подробного учебника по психологии, но для того, чтобы пробудить у ребят интерес к теме взаимоотношений со сверстниками, родителями, другими взрослыми, вполне может быть востребована.