Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

ВСТРЕЧНЫЙ КУРС


Мовсисян Лусине

Школа для цветов и гоночных машин

Придумывая самые разные образовательные среды, младшеклассники постепенно осознают смысл собственной школьной жизни

Начало учебного года – непростое время для всех школьников, но особенно тяжело приходится первоклассникам. Они попадают в незнакомый, непонятный мир, где так легко заблудиться, потерять свои вещи, друзей и даже учительницу. К тому же малыши не очень понимают, зачем на самом деле существует школа, уроки. Сначала им все это кажется увлекательной игрой, но потом, когда дети сталкиваются с необходимостью ежедневно трудиться, делать домашние задания, они теряют интерес к происходящему. Молодая московская учительница Лусине Мовсисян сумела помочь ребятам не только освоить школьное пространство, но и задуматься о том, что такое образование.

Опасное путешествие

Первоклассников в первый день учебы, как правило, проводят по всей школе, показывают им, где расположены туалеты, столовая, медпункт, спортзал, где будут проходить музыкальные занятия, какие вообще есть кабинеты. Но недолгая прогулка оставляет лишь смутные воспоминания у детей. Поэтому и много недель спустя в коридоре обнаруживается испуганный, а то и заплаканный малыш, который, увлекшись завтраком, не заметил, как все ушли, а он остался и совершенно не представляет, где его родной класс и учительница, имя которой он, к несчастью, забыл.

Именно изучение, исследование, освоение школьного пространства, как физического, так и содержательного, становится первой серьезной задачей для начинающих учеников. Конечно, чтобы по-настоящему освоить пространство, в нем нужно что-то делать, как-то взаимодействовать с ним. К примеру, на уроках арифметики вместо решения задачек про абстрактные яблоки считать все, что только можно сосчитать в школе: лестницы и ступеньки, двери и окна, секунды пути от класса до спортзала и количество шагов от футбольного поля до крыльца. Измерять длину коридора шагами и метрами, складывать и вычитать получившиеся числа, учиться записывать результаты вычислений. Рисовать школу, чертить планы кабинета, пришкольного участка, этажа. Читать таблички на дверях, объявления у входа.

Для первоклассника все это – занятия нелегкие и полезные. К тому же вполне осмысленные: малышам действительно хочется познакомиться со зданием, где они проводят столько времени, им нравится бегать по этажам не просто так, а с серьезными поручениями. Они начинают чувствовать себя в школе свободно.

Школа для друзей

Исследуя собственную реальную школу, первоклассники, естественно, время от времени обсуждают, что бы в ней можно было усовершенствовать ради удобства, веселья, безопасности или красоты. Педагог предлагает ученикам нарисовать «Школу мечты», самим или при помощи родителей записать свои предложения.

При этом он понимает, как здорово было бы объединить класс общим делом  – проектированием идеальной школы. Но слишком невелик образовательный опыт детей, слишком расплывчаты их представления о целях и содержании работы школы, чтобы строить на основании легкомысленных «а давайте» какие-то серьезные проекты. Спасло ситуацию случайное детское предложение: устроить школу для зверей.

– А зачем животным нужна школа?

В ходе обсуждения стало понятно: школа нужна, чтобы научиться делать что-то важное в жизни. Причем делать качественно. К примеру, все волки умеют бегать, как и собаки. Но если волчонок хочет бегать очень быстро и долго не уставать, ему придется тренироваться, учиться всяким приемам у более «опытных» волков.

А для кого еще можно придумать школу? Вариантов возникло множество: для птиц, для гоночных машин, для пауков, для цветов и зеркал. Даже для полотенец и гамбургеров.

– А чему будут учиться полотенца?

– Чисто вытирать и быстро сохнуть.

Педагог не отвергает ни одной идеи. Он просто задает точные вопросы. И постепенно идея школы для гамбургера умирает сама собой. Бутерброд не нуждается в образовании, в совершенствовании, этим он и отличается от птиц и людей.

Придумывая школы для живого и неживого, споря, фантазируя, ребята осознавали постепенно смысл собственной школьной жизни.

Программа развития птичьей школы

Каждому автору идеи предлагалось объяснить, чему будут учиться в его школе (хоть пару предметов изобрети – получится, в сущности, базовый учебный план) и как (программа, методика, говоря взрослыми терминами). Без всяких учительских просьб дети сами обязательно придумывали, что будут в их школе ученики делать на переменах, как родители отнесутся к успехам и неудачам своих отпрысков.

И птиц, и пауков решено было обучать приемам эффективной охоты. Значит, пришлось в книгах искать информацию о том, кто чем питается, как добывает эту свою еду. Пауков необходимо учить плести паутину. Снова будущие директора школ полезли в книги. Сначала – чтобы узнать что-то про паутину (оказалось, она не только красивая, но и прочная за счет особой конструкции), найти образцы узоров, а потом – чтобы понять, как повторить паучье творение. Введение в программу любого предмета (защита от хищников и непогоды, плавание, полеты) неизбежно требовало серьезной работы со справочной литературой. И это при том, что дети только учились читать. Зато учились быстро.

Преподаватели в школе полотенец учили своих подопечных вытирать тарелки и людей, быстро сохнуть. Кстати, и сами разобрались, как происходят эти процессы, от чего зависит их эффективность. Физика, между прочим.

Поначалу любая школа, хоть для птиц, хоть для машин, представлялась детям копией собственной: стены, парты, доска, мел. К тому же они так здорово изучили все детали родного кабинета, здания в целом.

Но учительница недоумевала: зачем волку парта и доска с мелом, если он учится бегать? А машинке, которая стремится всех обогнать? Значит, для разных учеников, разных наук требуются по-разному организованные пространства. Со временем ребята сами стали задавать вопросы друг другу, искать в чужом замысле сильные и слабые стороны. Оказалось, школа  – это не многоэтажная коробка, набитая столами и стульями. Школой может стать дерево или сад. Главное – что там происходит.

Придумывая свою школу, оценивая идеи одноклассников, малыши анализировали собственный, пока крошечный опыт, смотрели на себя в роли ученика, на педагога, на все устройство образовательного процесса со стороны.

От замысла к воплощению

Рано или поздно детям начинают надоедать долгие разговоры, сочинение текстов. Им хочется попробовать сделать что-то руками. И педагогу важно не пропустить этот момент.

Этап изготовления макета (чего-то вещественного) принципиально отличается от периода рождения и конкретизации замысла. Фантазировать можно в одиночку, лишь время от времени обсуждая с одноклассниками интересные подробности. Сделать что-то по-настоящему красивое, многокомпонентное одному малышу не под силу. Возникает потребность в объединении, в сотрудничестве с другими людьми. Но для этого часть ребят должны отказаться от своих идей и трудиться над реализацией чужого замысла. Почему? Чем моя школа хуже?

Конечно, все идеи замечательные. Но это так увлекательно и так важно – работать вместе. Ради ценности совместного труда можно чем-то поступиться, пойти на компромисс.

Сложный процесс объединения в группы выявлял разные приоритеты детей. Кто-то радостно объединялся с другом, с тем, с кем приятно общаться. Кто-то стремился во что бы то ни стало сохранить свою идею. Даже рискуя остаться в одиночестве. Кто-то искал компанию с близкими интересами, надеясь сохранить самые ценные собственные мечты и в то же время найти сотрудников для совместной работы. Те, для кого важнее всего была возможность исполнять определенную роль, подбирали себе группу, где требовался лидер (или, напротив, человек, не слишком инициативный), любитель рисовать (или человек, умеющий красиво писать).

К примеру, мальчик, увлеченный древнеегипетскими мифами, примкнул к школе птиц. В саду, где скворцы осваивали науку охоты за насекомыми, на берегу пруда, где учились нырять утята, он построил пирамиду, украшенную изнутри иероглифами и рисунками, а в пирамиде корпела над свитками папируса священная птица – ибис.

Автор школы гоночных машин, где «неуспевающие» (в прямом и переносном смысле) ученики должны «вылетать» с трассы (из класса), так же сурово отнесся к потенциальным сотрудникам. Он заявил, что тот, кто хочет работать с ним, должен делать все так, как он скажет. Или уходить в другую школу. Все и разошлись. На подведении итогов, когда одноклассники наперебой вспоминали, кто кому помогал, любитель гонок вдруг признался, что одному работать трудно и скучно. В следующий раз он постарается привлечь союзников.

Рейтинг@Mail.ru