Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

ТОЧКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА


Леонтьева Ольга

Пространство для самообразования

Содержательный обмен опытом требует свободных форм работы

Чтобы коллектив школы не был разочарован подобным педсоветом, можно и должно заранее вспомнить некоторые законы, доминирующие в любой ситуации свободного выбора.

Зачем?

Прежде чем открывать педсовет по выбору, стоит задуматься о его целях и задачах, четко их сформулировать для всех членов коллектива и провести открытое обсуждение (возможно и изменение целей и задач).

Первая, самая естественная цель такого педсовета – создание условий для обмена опытом (задачи соответственно конкретизируют сферы обмена, анализа и программирования будущей работы). Однако в опыте педагогов, работающих в большинстве школ России, может отсутствовать свободный (без жесткого принуждения, итоговой оценки и т.д.) публичный (заметный для всех окружающих – коллег, друзей) выбор учебного пространства. Учителя за годы учебы в школе и вузе привыкают подчиняться внешним командам, заниматься предложенной кем-то темой; по этому же принципу они обучают своих учеников, считая возможность выбора точкой хаотичности, беспорядка и в дисциплине, и в итоговом результате – знаниях.

Если такая опасность существует, лучше не ставить людей в изначально неловкое положение.

Можно предложить провести мастер-классы не всем членам педагогического коллектива, а только тем, кто действительно к этому готов, причем сделать это не в виде приказа, а как поощрение: «Вы очень интересно ведете уроки, но в нашем коллективе мало кто об этом знает; вы придумали технологию, которая с успехом могла бы использоваться и на других предметах» – и т.д.

Тем, кто не проводит собственные мастер-классы, стоит сначала предложить выбирать не из всех имеющихся вариантов, а из двух-трех. Можно предоставить первый выбор жребию (так называемая свободная выборка, причем ее можно организовать весело, что станет прекрасным началом общей работы). Только после этого, обсудив работу в образовавшихся группах, заметив чье-то недовольство (например, кто-то утверждает, что ему было бы гораздо интереснее в другой группе, но жребий распорядился именно так), договориться о том, что теперь каждый будет выбирать для посещения мастер-класс самостоятельно.

Но для коллективов, в которых у педагогов нет собственного опыта выбора пространства для самообразования, можно посоветовать изменить цели такого педсовета. Почему бы не сделать главной целью анализ динамики собственного отношения к выбору занятий? При этом каждый будет фокусироваться не только на том, что увидит, чему научится при посещении мастер-классов, но и на собственных ощущениях. Проведя несколько смен групп, посещающих мастер-классы учителей школы, педагоги могут обсудить и опыт, с которым им удалось познакомиться, и изменение своего отношения к системе выбора. Особенно эффективной такая работа может стать для школ, которые хотят изменить свою педагогическую концепцию в направлении организации демократических отношений в детско-взрослом коллективе (например, в школе новый директор, готовый к таким переменам).

Поддержка

Еще до начала подобного педагогического совета необходимо знать, что его результатом будет нечто большее, чем просто резолюция. В ходе подобной работы каждый человек получает индивидуальный опыт, причем не у всех он будет положительным. У кого-то не получится проведение мастер-класса, кто-то не согласится с увиденными методами обучения…

Поэтому в завершение педагогического совета хорошо провести какую-нибудь простую, но веселую игру на снятие напряжения в группе. Вариантов множество  – от комплиментов друг другу до веселых ролевых мини-спектаклей. Главное – заранее спланировать эту работу, знать, кто ее проведет, понимать, кто должен стать ее главным участником (скорее всего именно те, кому понадобится поддержка).

Рейтинг@Mail.ru