Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

ТОЧКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА


Курбатов Рустам

Секрет самого нескучного педсовета

Он заключается в ответе на вопрос: в чем я чувствую себя мастером? Что я могу рассказать и показать своим коллегам?

Август для педагога – сплошные педсоветы, совещания, конференции. Организаторы этих мероприятий искренне стремятся донести до учителей новую информацию, помочь им начать новый учебный год, обогатившись какими-то ценными идеями, запасом энергии, энтузиазма. А на практике – долгие доклады, засыпающие на стульях слушатели. Оказывается, бывает иначе, к примеру, в подмосковной школе «Ковчег–ХХI».

1. Все знают, что такое школьный педсовет…

Учитель литературы нашей школы, человек серьезный и степенный, через два часа, как правило, покидает аудиторию, извиняясь: «Простите, я больше не могу. Я угорел…»

А сегодня в нашей школе случилось чудо...

Никаких «пленарных заседаний» с монологами директора у доски, более того  – никаких заседаний «по методическим объединениям», на которых по сотому разу говорятся уже известные вещи, ну и никакой заранее известной «повестки дня».

В конце концов мы пытаемся сделать для детей другую – нескучную  – школу. Без неподвижного сидения за партой, без буквального прохождения программы, без схоластики и зубрежки. Так неужели учителя, взрослые люди, не заслужили права на такое же отношение к себе? В «нескучной школе» и педсовет должен бы быть нескучным.

Итак, каждый учитель, а нас 55 человек, предлагает свою тему, можно и две-три темы. То, что он может рассказать, что он умеет делать, чему может научить…

Кто-то написал записочку с тремя темами за две минуты, кто-то сказал сразу категорическое нет: «Не-е-т, только не я… Чего я буду рассказывать?», но список из сотни (!) тем получился.

А вы, дорогой коллега, если б вам предложили провести семинар («круглый стол», мастер-класс) для учителей своей школы, какую тему вы бы предложили? Ведь это непросто. Надо подумать и понять: а что я действительно умею делать? В чем я чувствую себя мастером? И что я могу рассказать и показать своим коллегам?

Так вот, список из сотни тем, начало списка… Снимать видеофильмы на английском языке, делать газеты по естествознанию, рисовать пиктограммы по истории, лепить из глины, работать с компьютерными программами на уроках русского языка, организовывать поездки в другие города, проводить подвижные игры на улице, измерять высоту деревьев в лесу (школа находится в лесу), делать батик…

Каждая тема – на час. Одновременно проводят семинары четыре-пять человек. Они объявляют свои темы, и каждый учитель идет туда, куда хочет.

Учитель английского рисует пионы на студии по батику. Учитель химии месит глину в гончарной мастерской. Учитель математики обсуждает с учителем русского языка последний номер литературного журнала, только что полученного из типографии. Учитель французского ищет общий язык с учителем немецкого. Учитель физики... учитель физики расстроен, потому что хочет пойти сразу на три семинара. И учитель начальной школы, которому пришла в голову мысль сделать «радиопередачу» об этом чудесном дне... (Передачу можно послушать на сайте «Нескучная школа».)

2. Это был первый педсовет за семнадцать лет работы школы, на котором я не сказал ни слова. Вот оно, директорское счастье.

Правда, первые два часа приходилось уговаривать: «Ну, готов кто-нибудь? Ну, может, с вас начнем?» А потом пошло. Разумеется, каждому руководителю семинара хотелось, чтобы слушателей собралось побольше, и в ход пошли самые разные методы рекламы, агитации и пропаганды.

Учитель математики принесла в класс конструкцию из трех огромных палок для измерения то ли площади школьного участка, то ли высоты деревьев… Ну не важно, учителя, увидев эти палки и поняв, что все это будет проходить на чистом воздухе, бросились на улицу, так и не узнав, какие темы были предложены другими ведущими мастер-классов.

Учитель химии, который два дня вежливо отказывался от участия в этом безумном педсовете, объявил, что он готов научить проводить опыты по получению чистых химических веществ. И два десятка взрослых людей, которые последний раз держали пробирку с химикатами в 10 классе школы, поспешили в кабинет химии…

Ну зачем, скажете вы, учителю истории или литературы уметь получать химически чистые вещества? Не знаю. И не важно, ведь если они пошли делать опыты – значит, это им зачем-то нужно…

Конечно, я думал, что наш «педсовет» будет более серьезно-методическим: каждый расскажет о своих наработках, методических приемах и разных организационных «штучках». А все пошло легко и весело: кабинет рисования, гончарная мастерская, театральный кабинет не могли вместить всех желающих. Какие уж тут «методические наработки»!

Одним словом, мы вели себя в точности как дети. Дети, если им предоставляют право выбора, никогда не идут на серьезные предметы – они идут, бегут на улицу, на ремесло, на рисование, на театр, на опыты по химии, в конце концов. И лишь некоторое время спустя, набегавшись и наигравшись, садятся «за науки».

Наш педсовет длился всего два дня. Не хватило времени «набегаться и наиграться», но все-таки справедливости ради надо сказать, что были и серьезные темы семинаров. Учителя начальной школы вместе с коллегами по географии и биологии обсудили, как лучше готовить проекты по естествознанию. Учитель русского языка договорился наконец-то с историком, кто и в какое время будет работать с текстами, написанными на уроках истории.

Но даже не это самое главное. Я не знаю, как выразить словами «самое главное». Это был какой-то глоток чистого воздуха – глоток свободы… Каждый, почти каждый, хотел что-то рассказать, по ходу придумывая новые темы и расстраиваясь, если ему не хватило времени или не удалось набрать группу; разрываясь между желанием провести самому мастер-класс и посетить семинары коллег: «Ну как же, я хочу и фильм снимать, и про аудионовости послушать…»

3. Произошло чудо. Секрет его прост – два секрета.

Никто (ни ребенок, ни взрослый) не любит сидеть и слушать – а любит делать что-либо сам. В нашем случае – рассказывать, делиться опытом.

Никто (ни ребенок, ни взрослый) не любит, когда за него решают другие – каждый хочет быть свободным. В нашем случае – выбирать, куда идти и чему учиться.

После этих двух дней возврата к нормальному педсовету уже быть не может. В конце августа мы продолжим – будет вторая «сессия». Кстати, приезжайте в гости, дорогие коллеги. Входной билет – ваша тема выступления.

Рейтинг@Mail.ru