Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

Кожурина Людмила

Чтобы прийти в класс с новыми впечатлениями!

Летние образовательные маршруты учителей могут быть самыми неожиданными

Поговорка «Лето припасает – зима поедает» не только сельскохозяйственная. Многие учителя во время отпуска учатся. Все чаще – неофициально, за свой счет, на свой вкус. Тому, что им нужно на самом деле. Примечательно, что в этом сезоне популярностью пользуется «дикий» образовательный туризм, так называемые «выездные семинары», которые учителя придумывают и проводят сами для себя.

Люди находят друг друга в сетевых региональных сообществах, договариваются, собираются и едут. Как правило, программа взаимообучения связана с определенной темой и включает тренинги и мастер-классы, предложенные участниками. Понятно, что такие семинары настолько отличаются от коллективных экскурсий и корпоративных выездов «на природу», что другие отдыхающие диву даются. Но присмотримся…

Собрались, познакомились и поехали

По маршруту Кострома – Лунево – Плес – Приволжск прошла группа учителей Владимирской области, прихватив желающих из смежных областей. И хотя Елена Прокофьева, организатор семинара «Методика организации краеведческих исследований со школьниками на примере использования рекреационных ресурсов приволжских территорий», – учитель географии, в семинаре помимо географов приняли участие и физики, и словесники, и биологи, и учителя начальной школы. Люди, открытые дороге и новизне.

Важный момент: при прохождении контрольно-комбинированного маршрута наивные вопросы неспециалистов только вдохновляли практиков, пробуждали новые идеи. «А как еще можно измерить высоту дерева?» – «Есть солнце, другие деревья, часы, наконец». – «А точно ли по наклонной перекладине креста на церкви можно определить сторону горизонта?» Взяли компас, пошли проверять. Географические задачи рождались по ходу и были жизненными, а не вымышленными.

Особенности учительского отдыха

«По утрам за нами наблюдал весь пансионат: мы образовывали команды, строились, сдавали рапорта начальнику похода и получали задания. Тут же начали обсуждать их, потом выполнять. К нам подходили люди, спрашивали, кто мы, вроде не пьяные, а с самого утра веселые, – рассказывает участница семинара Виктория Баева.  – О том, что радоваться можно узнаванию нового, догадке, совместному деланию чего-либо, оказывается, не все знают. Суть не в том, что мы делали: определяли состояние атмосферы при помощи приборов и без них, составляли карту местности методом глазомерной съемки, вычисляли скорость течения Волги, зная, что здесь ее ширина 900 метров, и так далее. Суть в том, как здорово это делать вместе, и кто-то шутил, кто-то проявлял настойчивость, кто-то выдвигал совершенно абсурдные идеи. В конце концов что-то получалось».

Краеведение как предчувствие

Собственно, получалась свободная игра свободно собравшихся людей – то, к чему будничная учительская жизнь вряд ли располагает. Учителю хронически не хватает благожелательной атмосферы. Перед коллегами из своей школы вряд ли решишься открыться полностью: конкуренция, жесткий самоконтроль. При посторонних в турпоездке тоже: зачем? А вот группа малознакомых людей одного склада, одной профессии – отличная возможность проявить себя непосредственно, что-то в себе приоткрыть, чем-то обогатиться от других.

Елена Прокофьева, руководитель похода, рассказывает: «В процессе подготовки этого выездного семинара я решала многие серьезные организационные задачи, но не предполагала, что главным результатом станет… эмоция. Радость от общения с такими интересными, творческими людьми».

И другие участники признаются: лучше потратить свои деньги на то, что действительно полезно, чем свое время на участие в чужих, ненужных мероприятиях.

Личное дело?

Определенно, добровольное самоорганизующееся взаимообучение педагогов  – дело перспективное. Но может ли оно быть оформлено как мероприятие по повышению квалификации учителей? Спорный вопрос. С одной стороны, методист вправе сказать: «Еще чего, мало ли чем вы там занимаетесь», а с другой – будучи оформленным и описанным, такой семинар может украсить копилку «форм и методов» профессионального развития учителей региона. Тот факт, что владимирским учителям-путешественникам в областном ИПКРО выдали по красивому диплому, обнадеживает лишь отчасти.

Во-первых, потому, что общие тенденции в организации и проведении повышения квалификации учителей совсем другие: разобщать, центрировать на ведении документации, закрепощать технологиями  – это вовсе не служение профессии, детям. Причем тут нет чьего-то злого умысла, это повсеместный процесс, который оплачивается из бюджетов, окормляется академической наукой.

Во-вторых, многие учителя уже разучились проявлять инициативу и действовать в логике здравого смысла. Ведь слова ценятся выше, чем дела.

Отвага быть

Елена Прокофьева: «Учителя часто жалуются: вот, мы никуда не ездим, ничего не видим, а как было бы хорошо поделиться с учениками личными впечатлениями, рассказывая им о географии и об экономике России! И я говорю: а поехали! Но энтузиастов оказалось не так уж много. Зато те, кто поехал, уже планируют путешествие на следующий год – пусть за свой счет, в личное время».

Вот что поразительно: как ни обюрокрачивают чиновники наше образование, как ни поворачивают учительские головы в сторону бумажной пустоты, люди, работающие с детьми, по-прежнему уверены в том, что сначала местность, потом карта; сначала увидеть – потом обозначить; сначала сделать – потом сказать. А в работе с детьми абстрактным существительным предпочитают глаголы.

Не без экскурсии

Остается напомнить, что слово «школа» придумали древние греки. «Схоле». Оно означало досуг, время, свободное от выполнения каких бы то ни было обязанностей. Но не время, отданное отдыху и развлечениям, а время, потраченное на заботу о себе. На то, чтобы сделать что-то из себя, как-то усовершенствоваться – через ученую беседу, чтение или другие полезные для себя занятия.

…Не пора ли вернуться к изначальным смыслам?

Рейтинг@Mail.ru