О проницательности и мужестве
Взрослые готовы признать за детьми ум, смышленость, способность «схватывать на лету». Но редко – проницательность. Нам кажется, что она приходит
с опытом и потому ребенок к ней не способен, он может только догадаться о чем-то. Но это не так.
…Отец мечтает подарить младшему сыну собственное ружье. Настоящую берданку шестнадцатого калибра.
Но сын отказывается от ружья. Отказывается
от символического, знакового отцовского подарка –
ведь для отца это словно акт продолжения себя в сыне.
И что же? Как реагирует отец?
Самым педагогически точным – так кажется! – образом.
Он не показывает обиды (а она наверняка есть), не сердится, не пытается «воспитывать» или корить за неблагодарность.
«Хорошо. Мы будем совершать подвиги,
а ты – их описывать. Договорились?»
И действительно вручает на день рождения большую толстую тетрадь в золотом переплете и с золотым тиснением. Дневник.
Сюжет для педагогического учебника –
как не восхититься мудростью и тактом, которые проявил отец, сымпровизированной педагогической находкой!
И семейная честь спасена, и ребенок не обижен…
Если бы не одно «но»: выросший сын рассказывает,
как он видел эту ситуацию изнутри.
«Подарок был вполне в стиле, в характере, в духе отца. Немножко «паблисити», немножко уважения
к собственному мнению десятилетнего сына
(отказ от берданки) – оригинально, можно показать гостям обложку, конечно, самому прочесть запись и заглянуть в душу сыну. …Не мещанство – факты, цифры, сбор документов, умственная тренировка. Словом, отец был доволен подарком».
Дети уже в очень раннем возрасте «считывают» поведение взрослых: когда оно подлинно и в нем есть настоящее напряжение чувств и действий, а когда – «педагогично».
Ребенок остро чувствует это и очень рано начинает отторгать «педагогичность», распознавать самые незначительные
ее признаки.
Образованные взрослые заглядывают в «парадные» дневники своих детей, ведут с ними беседы «о высоком» –
и верят, что им доподлинно известен внутренний мир ребенка. Но если бы это и вправду было так,
это было бы катастрофой для становления человеческой личности. Нормальное развитие личности предполагает мир внутренних мыслей, страстей и переживаний,
которые не открыты никому на свете, но являются внутренним делом самого ребенка. И чем более развит
этот мир, тем более своеобразной, своезаконной будет жизненная траектория растущего человека.
И в этом смысле проницательность не есть свойство, приходящее с жизненным опытом; она – следствие напряженной чуткости внутренней жизни; способ
и инструмент извлечения опыта. А та кажущаяся взрослым странной несговорчивость, которую ребенок проявляет иногда в самых незначительных ситуациях, – она на самом деле не несговорчивость; ребенок видит ситуацию так,
как ее не видит взрослый, и не готов ее принять –
она не по нему. Это – мужество. То мужество, в котором есть не слепая сила протеста, бунта, а сила содержательного противостояния.
И не случайно потом, уже будучи взрослым, сын будет водить своего ослепшего отца на антирелигиозные диспуты, где отец будет отстаивать Бога. При том что сын совершенно лишен религиозного чувства, но сообщает он об этом
без атеистического пафоса. И бесконечным уважением
к слепому отцу и его вере.
«Я водил его под руку, как поводырь. И учился крепости душевной».
Сергей Лебедев