О внутреннем мире раннего детства
Ребенок «осужден на молчание», он «невольно является самым замкнутым из всех существ» – такие замечания могут вызвать удивление у тех, кто привык думать, что ребенок – это сумма его внешнего поведения и реакций. Именно так, кстати, описывают ребенка учебники
по возрастной психологии.
Но даже самым тщательным образом наблюдая
за детским поведением, вслушиваясь в детскую речь
и пытаясь понять те или иные детские реакции,
мы обречены не знать, что скрывается за этим поведением, за этой речью и этими реакциями.
Это словно две параллельные реальности.
И здесь главная, роковая проблема для исследования
и понимания становящегося детского сознания: внутренний мир ребенка в период его младенчества и раннего детства – это своего рода terra incognita для взрослого человека. И чтобы что-то понять, требуется специальное усилие всматривания в свой собственный, ушедший в прошлое внутренний мир. Но мало кто отваживается поставить
перед собой эту неимоверно трудную задачу. Ведь прошлое это не просто далеко, а невообразимо далеко, поскольку
для раннего детства время выстроено совсем по-особому. Всего одна неделя или даже день жизни трехлетнего, двухлетнего, а уж тем более годовалого ребенка
по насыщенности внутренними событиями сродни десятилетию жизни взрослой. Для взрослого проходят часы или дни, а для ребенка – эпохи.
Чем более ранним является возраст, тем более насыщен событиями каждый миг. Для только что родившегося ребенка каждая секунда жизни – шквал событий; при том что события эти наименее различимые
и осознаваемые. Это некая сплавленность звуков, красок, запахов, прикосновений: что-то вроде той сплавленности пространственно-временных и физико-химических характеристик, что возникает в момент «Большого взрыва».
На ранних ступенях развития у ребенка есть только непоименованные еще чувства-ощущения. Понимание
(а стало быть, и поименование) мира в нем еще только должно произойти. И никто ему в этом не поможет: он сам должен дифференцировать свое первоначально синкретичное, «слипающееся» восприятие, создать собственную палитру образов.
А пока – лишь «дух над бездною». Но бездна «безвидна
и пуста», ее еще нужно оформить, отделить не только тьму от света, но и все другие явления и предметы отделить друг от друга.
Проходят секунды, минуты, часы новой жизни, и каждое ее мгновение наполнено интенсивным процессом дифференциации чувств; но все, что происходит
в этот период времени, по-прежнему обречено быть неразличимым для внешнего психологического наблюдения.
«В душе его, не заполненной предметностями,
не устроенной еще для упорядочения и классификации вещей, отдаленные предметы отражаются не красками,
не линиями, на которые их разлагает взрослый, вооруженный нужным для этого материалом, –
а какою-то иной сущностью, действующей непосредственно на чувство».
Уловить, сохранить и описать свое раннее детское переживание – сродни чуду. И оттого каждый человек, который пытается осуществить усилие воспоминания этих событий своего внутреннего детского опыта, совершает
в некотором роде подвиг.
И профессиональные психологи должны быть бесконечно благодарны каждому, кто отваживается
на работу такого рода ретроспективной интроспекции.
Александр Лобок