Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2009
Третья тетрадь
Детный мир

РАЗГОВОР С РОДИТЕЛЯМИ


В пруд лезет, песком обсыпается...

Уважаемый читатель!
Летний выпуск рубрики, темой для которой служат дискуссии на родительских интернет-форумах, посвящен воспитательным стилям. Оно и понятно, ведь летом взрослые и дети больше бывают вместе, у ребенка появляются новые возможности для развития, у взрослых – поводы для новых мыслей о детях. Зайдем, к примеру, в парк.
Взрослые гуляют с детьми лет десяти и более, завязывают им шнурки на ботинках, заправляют рубашки, вытаскивают из луж, не разрешают пачкаться, бегать, исчезать из виду и громко кричать – тотальный надзор и контроль, пресечение любых попыток делать что-то самостоятельно.
От количества «нельзя» можно с ума сойти, но дети воспринимают это как должное: вся ответственность на взрослых.
И хотя вопрос о границах воспитательной свободы сложный, многие родители пытаются в нем разобраться. Хотим ли мы покоя себе и безопасности ребенку любой ценой, или мы растим любознательного человека «с характером» и тогда позволяем ему действовать, пробовать, делать выводы самому?

«Стоит ли позволять ребенку эти вольности?»

Письмо

«В очередной раз услышала о том, что европейский подход к воспитанию в корне отличается от российского: европейским детям разрешается все, а у нас – родительский диктат. Я не понимаю. Ну лезет ребенок в пруд – лезь, лапочка, а что там вода, простите, грязная, это родительский диктат? Да, это не угрожает жизни, но там можно подцепить блох! Он хочет разуться прямо на улице – его право, хочет влезть на дерево  – нет проблем. Крутить хвост собаке – хочет же! Не убирать комнату, раз не хочет. И одеваться не надо, потому что, ну конечно, зачем? Я пытаюсь представить, как это на практике – «без диктата»? И во что превращается жизнь родителей, вот что интересно. Я лучше нарушу права дочери (не хочет надевать шапку), чем потом в муках будем лечить отит. Это моя позиция. Так что я думаю, это миф: в европах-америках-азиях детям разрешают все. Не верю».

Комментарии

На это письмо откликнулись родители, наши соотечественники, живущие за рубежом. Да, многое зависит от личности взрослого, воспитывающего ребенка, но и тон, взятый обществом в отношении детей, играет огромную роль в формировании родительского сознания. Приходится перестраиваться и, очевидно, к собственному удовольствию:

«И в пруд тут дети лезут, и руками все хватают, и песком обсыпаются, и – о ужас!  – даже его едят. Валяются в лужах. Родители – ноль эмоций. Часто вижу, как дети грязными руками (только что из песочницы) едят булочку: лицо в песке и в той самой булочке. Но все сыты, целы, довольны». (Норвегия)

«Я заметила: здесь очень многие решения ребенку дают принимать самому. Вот, например, случай из жизни: зима, мама забирает ребенка из группы, а он отказывается от куртки. Мама: «ОК», мальчик выходит на улицу без куртки, проходит несколько метров: «Хочу куртку». Мама спокойно дает ребенку куртку. Балует? Нет, тут немного другая идея: уважаются желания, интересы и потребности не только родителей и не только ребенка – любого другого человека. Так что нет вопроса – а если он собаку за хвост оттаскает?» (США)

«Самые критикующие и ограничивающие свободу действий мамаши, которые мне попадаются в Германии, – выходцы из России. Вечно недовольные интонации, в тоне – вселенская усталость от детей, и это у них такой способ демонстрировать авторитет. Их запреты чисто автоматические: нельзя, потому что нельзя. И если возникает ситуация, требующая вмешательства, вместо того чтобы помогать ребенку, они начинают его громогласно отчитывать. Мол, они тут ни при чем, они не такие плохие, как их дети». (Германия)

«У нас тут местные говорят, что русские не очень заботятся о детях. По сути, это правда. Ведь воспитание – для показухи. Важно продемонстрировать другим послушание и чистоплотность своих детей. А счастлив ребенок или нет – до этого дело не доходит. И слишком часто родители бросают детей, а повзрослевшие дети  – родителей». (Италия)


Лето без запретов

День грязи и праздник падающего зефира

Облепи соседа грязью

Счастье, когда взрослые понимают потребность детей в первобытной радости единения со стихиями, осознают необходимость всякого юного человеческого существа отринуть все внешние запреты и, следуя лишь одному природному инстинкту, вкусить абсолютной свободы.
В городе Вестленд, в штате Мичиган (США), на территории природного парка Wayne County каждый год летом совершается великое и невероятное событие  – Mud Day (День грязи). Прозаически говоря, в этот день сотни детей играют в огромной грязной луже.
Надо сказать, лужа не появляется сама собой. К ее созданию прикладывают руку дирекция парка, а также местная пожарная команда. Взрослые привозят 200 тонн земли и щедро выливают 20 тысяч галлонов воды (почти 76 кубометров), устанавливается дата праздника – и начинается.
Бег, прыжки, ползание наперегонки в густой земляной жиже, заплывы на животе, мастер-класс по шикарным прическам из грязи и, конечно, соревнования в духе «облепи соседа грязью». Для подростков постарше – состязания по «Безумному грязевому волейболу». В общем, праздник непослушания, праздник свободы, когда можно делать то, чего нельзя в обычной жизни.
В конце праздника участники выбирают Короля и Королеву грязи, а потом наступает массовое отмывание рук, ног, головы и всего тела из пожарного шланга – особое развлечение.
Глядя на фотографии с этих праздников, глазам не веришь: дети по уши в грязи, не отличимые друг от друга, но ликующие и счастливые. Родители, толкающие детей в самую грязь, явно сожалеющие о том, что им туда, в этот полузабытый рай, нельзя, это территория детства.

Боулинг кекса с цукатами

В парке Wayne County проводится много подобных мероприятий. Праздник «Бег малышей» для старшего детского сада. День метателей бумажных тарелок на дальность. «Праздник Рывка через реку», когда 42 человека перетягивают канат, стоя на разных берегах реки. В День индейского наследия каждый из детей может попробовать выковать подкову в кузне, выжать домашний сидр на старинном прессе, намолоть муки на ручной мельнице. Проводится Фестиваль воздушных змеев и рождественский Боулинг кекса с цукатами и орехами. Наконец, совершенно гениальная в своей сумасбродности идея – «Праздник падающего зефира». Он проводится в Пасхальную неделю, когда с вертолета Пасхального Кролика на головы детей обрушивается снежная буря из двадцати тысяч зефирин.
Можно пожать плечами, мол, совсем в Америке люди чувство реальности потеряли. Им лишь бы деньги заработать. Но нет, вход на День грязи бесплатный, организаторы просят лишь регистрироваться заранее, потому что слишком много людей хотят приехать в этот день. За такими веселыми и по-хорошему сумасшедшими праздниками стоит нечто большее, чем просто желание поднять посещаемость парка. Да и не пустяк это  – такие праздники устраивать. Придумать День грязи или «Праздник зефира» могли люди, которые не потеряли в себе ребенка, сохранили внутри такой объем свободы мысли и действия, который нам и не снился.

Войти в лужу и топнуть что есть сил

Наша первая реакция на ребенка, который зашел в лужу и самозабвенно в ней брызгается: «Немедленно-выйди-а-ну-ка-прекрати-посмотри-во-что-ты-превратился!»
А почему, собственно, нельзя войти в воду? Играть в грязи? Ах, микробы! Это наша логика, а не детская. Детская  – радость первооткрывателя.
Вырастая, ребенок учится большему на малом. Ковыряние в грязи не прихоть, а насущная необходимость. Построить с нуля огромный замок, дать ход застоявшейся воде, сделать и пустить кораблик – для ребенка это не только игры, но и возможность начать и закончить какое-либо дело, пустяковое только для нас. Идет освоение мира, подчинение мира себе и одновременно познание его законов.
И будь Мартин Лютер Кинг педагогом, он бы произнес речь о новом мире, где каждый ребенок может свободно войти в лужу и топнуть что есть сил.

Алексей ОЛЕЙНИКОВ

Итоговые советы

1. Без запретов нет культуры. Но и о культуре запретов не забудем. Не создавать запретов ради запретов. Не самоутверждаться за счет запретов.
2. Почаще вспоминайте случаи непослушания из собственного детства, а также постарайтесь восстановить сопровождавшие эти «преступления» ощущения.
3. Используйте карнавальное время праздников как волшебное время, когда детям разрешается то, что в обычной жизни запрещается.
4. И заметьте, плохое в отношении детей всегда делается из лучших побуждений, при помощи простеньких подстегиваний-приговорок: «как же он дальше жить будет», «это что же из него вырастет», «и что люди скажут». В то время как хорошее  – из уверенности взрослого в том, что ребенку рядом с ним в данный момент хорошо и безопасно.

Рейтинг@Mail.ru