О ЧЕМ ПИШУТ, ЧТО ЧИТАЮТ?
За журнальным столом
Обозрение педагогической печати
«Пушкин – это наше все!» – удивительную истину этой фразы можно в полной мере ощутить, открыв очередной номер журнала «НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» (№ 5 за 2009 год). Журнал вышел с подзаголовком «Пушкинский альманах», и все его публикации (а среди авторов – известные писатели, педагоги, ученые) так или иначе связаны с именем Пушкина. Но это не только разговор о судьбе и творчестве поэта. Одновременно это разговор о России и мире: о нашей истории, о состоянии русской культуры, менталитете и нравах представителей разных социальных слоев, о предназначении человека и природе человеческих отношений, о старых и новых задачах педагогики…
Какие же конкретно темы раскрываются в публикациях «Пушкинского альманаха»? Вот лишь некоторые из них. Открывает альманах статья Александра Кушнира «Пушкин выбрал бы любовь», где автор анализирует причины слабого интереса школьников к русскому языку: как же случилось, что язык Пушкина стал малопривлекательным для детей предметом? В статье Арсения Замостьянова «Пушкин – тренд, бренд и контент» рассказывается о том, как в разные времена политические деятели пытались использовать имя поэта для идеологической пропаганды. Примечательно, что таким образом политики старались укрепить самые разные идеологии: от либеральной до консервативной. Небесспорную, но весьма интересную концепцию школьного изучения литературы предлагает Юрий Потолков в статье «Урок литературы – урок сопереживания». С точки зрения автора, в основе читательского общения с литературой должно быть состояние эмпатии. А один из центральных вопросов в обсуждении литературного произведения – кому из персонажей этого романа (повести, рассказа) больнее всего?
Недавно в одной из научно-популярных телепередач прозвучала мысль о том, что целостное знание о человеке невозможно получить без изучения космоса. С этим утверждением согласны составители нового тематического номера журнала «ЛИЦЕЙСКОЕ И ГИМНАЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» (№ 5 за 2009 год). Главная тема номера озаглавлена так: «Наши звездные соседи». В журнале содержатся статьи, в которых собран потрясающий фактический материал об истории астрономии, представлены новейшие данные научного изучения ближайших к нам планет и галактик, подробно рассказывается о том, как занятия астрономией позволяют детям выстроить полную картину мира.
Наверное, мало кто знает, к примеру, что жители Вавилона имели четкое представление о гелиоцентрическом строении мира и вращении планет вокруг Солнца, как пишет Татьяна Соловьева в статье «Звездный закон». Не менее интересен и тот факт, что гипотеза Чижевского о влиянии солнечной активности на политические и социальные процессы, на психическое состояние людей нашла сегодня многочисленные подтверждения. Как именно происходит это влияние? Об этом читайте в статье Елены Башлий «Вселенная рядом – на Воробьевых горах».
Публикации журнала сопровождают замечательные иллюстрации.
Как первоклассники воспринимают этические понятия: «добро», «зло», счастье»? На этот вопрос отвечает исследование сотрудников кафедры возрастной и педагогической психологии Шадринского государственного педагогического института. Результаты исследования представлены в статье Натальи Капустиной «Он учится стрелять» («НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ПЛЮС: ДО И ПОСЛЕ», № 6 за 2009 год).
Как выяснилось, чаще всего дети ассоциируют «добро» с глаголом «помогать»: «помогать пожилым людям», «помочь кому-нибудь». Затем – «играть» («на велике кататься», «играть в войнушку», «на компьютере»). А далее – со словами «приятное», «хорошее», «доброе свершение». Примечательно, что для девочек добрым героем является прежде всего Винни-Пух. Второе место занял Чебурашка. Третье поделили Крокодил Гена, кот Леопольд, Буратино и Золушка. А вот у мальчиков на первом месте среди добрых героев оказался Человек-паук (о нем вспомнили 39 (!) процентов школьников). Второе место разделили черепашки-ниндзя, Бэтмен и Заяц, третье принадлежит Супермену.
Однако настораживает то, что в понимании многих современных детей, как показало исследование, глагол «убить» может означать как зло, так и добро. Все отличие состоит в том, ради чего тот или иной персонаж, к примеру мультфильма, крушит все на своем пути: с «целью завладеть миром» или «во имя добра»?