Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ, ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обозрение педагогической печати

А.Г.Каспржак
Проблема выбора: элективные курсы в школе
М.: Новая школа, 2004

Основная идея книги состоит в том, что разумно организованные элективные курсы способствуют не только осознанному выбору будущей профессии, но и формированию многих компетенций у школьника, повышают его учебную мотивацию и стимулируют рост педагогического мастерства учителя.
Как же сделать курсы максимально эффективным образовательным ресурсом?  – на этот вопрос отвечает автор, проработавший много лет директором Московской городской педагогической гимназии. Он рассказывает, как в этой гимназии с конца 80-х разрабатывалась «модель образовательного учреждения, в учебном плане которого было инвариантное ядро, профильные предметы и курсы по выбору». Модель, которая складывалась эмпирически: «Педагогический коллектив отвечал на проявляющиеся или прогнозируемые запросы действием, затем результаты преобразований оценивались экспертами, после этого «дизайн» нововведения, меняясь, возвращался в школу».
Помимо процесса поиска представлены и результаты, которыми могут воспользоваться коллеги, с учетом специфики своей школы: годичная циклограмма, схема построения учебного плана, механизм построения учебных планов ученика, требования к содержанию и критерии оценивания результатов. Помимо общих принципов описаны и примеры конкретных курсов, разработанных педагогами гимназии. Например, «Из истории вещей, которые нас окружают» для 5–6 классов или «Основы поэтического мастерства» для 8 класса  – с изложением целей, возможных результатов, описанием всех занятий и даже наиболее эффективных в данном случае приемов работы с ребятами.

Одаренный ребенок: особенности обучения
М.: Просвещение, 2006

Одаренный ребенок зачастую оказывается более сложным учеником для учителя, чем отстающий. Дети с так называемой общей одаренностью отличаются многими психологическими особенностями. Это повышенная любознательность и потребность в умственной нагрузке, самостоятельность, критичность и неприятие авторитарного стиля отношений, потребность в творческом обучении. Трудности, которые испытывают такие дети, тоже имеют свою специфику: проблемы с самооценкой, с неравномерностью психического развития, с общением.
Если учитель не учитывает эти особенности, то неординарные способности ребенка очень быстро теряются, а сам несостоявшийся вундеркинд испытывает огромные психологические проблемы.
Для того чтобы избежать подобных педагогических ошибок, авторы сборника предлагают учителю специальную модель обучения, разработанную и апробированную в практической работе. Суть ее заключается в том, что «исследование ребенком окружающего мира является основой его обучения и воспитания как при построении базового, так и дополнительного образования» в школе. В основе лежит метод исследования. Авторы подробно рассматривают его структуру – от целей и мотивации до постановки новых вопросов после рефлексии. Не менее тщательно изложена и методика работы в малых группах – способ, наиболее подходящий, по мнению психологов, для одаренных детей.
В качестве иллюстрации приведено описание курса междисциплинарного обучения в младших классах – цикл занятий, ознакомившись с которыми, читатель может составить представление о логике, этапах и принципах предлагаемой методики.
В школах, где учатся несколько одаренных детей, можно создать многофунк­циональный учебно-исследовательский центр, работающий во второй половине дня для всех желающих. Советы по его организации вы тоже найдете в книге. Кроме того, здесь есть главы, посвященные методике исследовательской работы в экспедиции, лагере, клубе по интересам.

Рейтинг@Mail.ru