ЗАДАЧА НА ПОНИМАНИЕ
Зачем в классе песочные часы и колокольчик?
Несколько способов развить у детей чувство времени
Умение регулировать ритм своей жизни настолько важно
и естественно для человека,
что вырабатывается так или иначе
у всех. И именно потому,
что естественно, оно вырастает лишь когда ребенок самостоятельно распоряжается своим временем. Лето, каждый день которого мимолетен и бесконечен, – самая лучшая пора для того, чтобы дети попробовали планировать
и соотносить свою жизнь с потоком времени. То, что в формальной и заорганизованной школьной жизни возможно делать лишь эпизодически, летом – хоть с утра до вечера.
«Мам, ну скоро уже?» – как часто можно услышать такой вопрос от малыша, изнемогшего от стояния в очереди или к концу долгой поездки. «Скоро, скоро, – отмахивается мама, – через сорок минут». Но даже если она говорит это не раздраженным, а сочувствующим тоном, ребенок просто не понимает этой информации. Для него что полчаса, что час – одинаково абстрактные понятия.
В то же время большинство взрослых довольно уверенно чувствуют время. (Интересно, что ко времени мы относимся с более значительным пиететом, чем к пространству. Многие, чуть ли не бравируя этим, признаются в «топографическом кретинизме», а вот на отсутствие чувства времени мало кто жалуется). То есть, внутренние часы пробуждаются в нас где-то на пути от детства к взрослости. При постоянном соотнесении отрезков времени, при самостоятельном планировании своего распорядка в разных жизненных ситуациях. Одним словом, стихийно, ведь школа и большинство родителей этим специально не занимаются.
Я тоже пришла к мысли, что чувство времени нужно развивать у детей постепенно и регулярно, далеко не в первый год работы в школе. Для начала мы с родителями будущих первоклассников, оборудуя кабинет, повесили над доской часы. И планируя любую работу, обязательно договаривались с ребятами, сколько времени примерно она может занять. Сначала, конечно, по моей инициативе. Но тут очень важно, как вообще в педагогике, вовремя «отойти в сторону» при первых проблесках самостоятельности. Как только появились первые детские попытки включать в планы фактор времени: «А мы успеем?» – я взяла на себя другую функцию – напоминать в конце дня, недели, четверти о первоначальных планах и направлять общее обсуждение к анализу: если не успели, то почему.
В случае освоения ребятами чего-то нового очень трудно удержаться от того, чтобы не указывать на их ошибки уже при планировании, а дать возможность ошибиться и извлечь из этого урок. Как известно, в детстве хочется всего, много и побыстрее. Вот и мои малыши могли напридумывать на вторую половину дня и прогулку по парку, и рисование, и гончарную мастерскую, и чтение вслух очередной главы из новой книжки… К вечеру оказывалось, что до многого руки так и не дошли. На следующий день тоже. И вот книжка оказывается отложенной почти на неделю, а остановились-то на самом интересном месте. В чем же дело? Может быть, нужно планировать, отводя на каждое занятие определенное количество времени? «Давайте попробуем», – покладисто соглашалась я.
На первых порах список заманчивых занятий не сокращается, на каждое ребята предлагают потратить по двадцать – тридцать минут. Для наглядности я рисую на доске «Ленту сегодняшнего времени», она разделена на отрезки: прогулка, рисование, чтение… К вечеру оказывается, что отведенных минут категорически не хватает: только разложили все рисовальные принадлежности, как время истекло. Приходится учиться строить реалистичные планы. Тут очень важно не отметать с ходу маниловские мечтания, а ссылаться на предыдущий опыт: вчера и неделю назад тоже хотели много чего, но не получилось. Оказывается, нужно выбирать и чередовать день ото дня разные занятия.
Постепенно время приобретает у детей статус ресурса, который требует к себе уважительного отношения и делового подхода. При работе в группах, например, мы пробовали разные варианты: выбирали Хранителей времени, которые напоминали о том, что обсуждение должно заканчиваться, использовали песочные часы (спасибо родителям, купившим в класс эти полезные приборы), завели колокольчик, в который я должна была звонить по просьбе детей за минуту до окончания работы. Пробовали и ошибались, выбирали наиболее эффективные варианты.
Потом от общих стратегий планирования переходили к личным. Когда стал понятен и освоен принцип, каждый ребенок оценивал, какой подход к планированию ему наиболее удобен. Люди ведь все разные – кому-то важно чувствовать, что времени впереди достаточно и можно работать медленно, с перерывами; другие могут собраться и достигнуть наивысшего результата только в ситуации цейтнота. Эти знания о своих взаимоотношениях с временем мы учились по возможности учитывать при подготовке к годовым творческим работам, к итоговым контрольным, к групповым проектам.