Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

ЗАДАЧА НА ПОНИМАНИЕ


Куприянов Борис

Время с чистого листа

Почему не сбываются каникулярные ожидания

О каких только факторах мы не говорим, обсуждая воспитательные практики. Но о такой всеобъемлющей категории, как время, упоминаем редко. Существуя в нем постоянно, забываем его специально учитывать или делаем это эпизодически. А ведь это интересно – время как педагогическая категория. В каких случаях оно существенно влияет на наши взаимодействия с детьми?

А вместо этого...

Самая заметная веха в потоке школьного времени – «каникулы» – создает специфические ожидания у ребенка. Многие поколения школьников жили в преддверии лета ожиданием инобытийности, верой в то, что сами по себе каникулы (отрезок времени) изменят существование: «На каникулах можно будет отдохнуть!» Ребенок знает, что каникулы отменяют почти все учебные обязательства. А если учесть, что он зачастую не имеет личностных смыслов в учебе, то по сути дела каникулы воспринимаются как окончание срока школьного заключения, перерыв в дидактическом насилии.
Совершенно негуманной по сути остается практика обязательного летнего чтения. Ребенок ждет отдыха от учебного труда, а вместо этого его летнее время нагружается. А в ситуации тотального насаждения того, что нужно прочитать, каникулы оказываются безнадежно испорченными. Не говоря уже об удовольствии от чтения.
Другой аспект летних ожиданий состоит в том, что рутина и однообразие учебного года должны смениться яркостью, разнообразием, праздничностью. Это очень похоже на ожидание карнавала: весь год жители Италии терпят ограничения, однообразие, чтобы в период карнавала «оторваться», броситься в объятия карнавальной культуры.
И вот наступают летние каникулы, но в жизни подростка ничего необычного, прин­ципиально нового не происходит. Такое положение дел стимулирует самого ребенка найти приключение, реализовать несбывшееся ожидание.
Третья составляющая детских ожиданий – надежда на реализацию мечты, на то, что будет возможность заняться особенным делом, оказаться в особом сообществе, в особом статусе, в особом месте. Однако без помощи взрослых мечты подростков, да и юношей часто оказываются несбыточными. Отсюда разочарование и обида на взрослых.
Смена работы на отдых – еще один из аспектов мечты о летних каникулах. Именно поэтому школьники так болезненно воспринимают в этот период стремление взрослых регламентировать их жизнь.
Взрослые же нередко забывают о каникулярных ожиданиях ребенка, либо умывают руки (полагая, что это и их отдых от школьной учебы детей), либо пытаются действовать так же как и в течение учебных месяцев.
Для школьников же главной проблемой становится появившаяся возможность распоряжаться собственным временем. А так как опыта самоорганизации мало, незанятый (неорганизованный) ребенок становится потенциально опасен. И общество вновь создает институты структурирования детского времени.

Без «хвоста памяти»

Самая распространенная форма дет­ского летнего отдыха – лагерь. Здесь временной фактор чувствуется особенно остро.
Прежде всего на настрой и организацию всей жизни влияет кратковременность смены. Для подростка ограниченность времени лагерной смены – величайшее благо свободы экспериментирования. Лагерная смена – это целый мир, маленькая жизнь, предоставляющая право и возможность пробовать, совершать глупости в ситуации облегченных последствий – отсутствия «хвоста памяти» (никто не вспомнит, где и как ты ошибся).
Еще одна важная составляющая жизни в детском лагере – круглосуточность. Ребенок постоянно находится в одном и том же окружении, которое представляет собой и формальное, и неформальное сообщество.
Сутки заключают в себе цикл, начинающийся с подъема, постепенного восхождения от сна к бодрствованию и в конце вечера вновь – от бодрствования ко сну. Суточный цикл разделен на части: утро (до завтрака), утро–день (от завтрака до обеда), день (от обеда до полдника), день–вечер (от полдника до ужина), вечер (после ужина). У каждого из этих периодов есть свой темпоритм. Наиболее интенсивные: утро–день и день–вечер; наименее интенсивный – день; восходящий – нисходящий: утро и вечер.
Для того чтобы организация времени была физиологически целесообразной, имеет смысл максимально нагружать содержанием наиболее интенсивные периоды и в определенной степени нисходящий (вечер). А целостная логика дня выстраивается от объявления утром сегодняшнего плана на день и заканчивается анализом дня на вечернем кругу перед сном.

Циклы в жизни сообществ

Организация времени влияет и на другие детско-взрослые сообщества.
Программа дополнительного образования в домах творчества, кружках и секциях предполагает многолетний цикл восхождения ребенка в творчестве, ремесле, исследовании, спорте. За годы пребывания в таком сообществе подросток видит, как «старички» выпускаются, уходят, приходят «новички». Естественный процесс встреч и расставаний, из которых состоит жизнь.
Время школьного воспитания менее структурировано, особенно в больших городских школах.
Однако есть хорошо программируемое время школьного воспитания – годовой цикл жизнедеятельности школы. Широко известен конструкт «восемь ключевых дел года» Владимира Караковского. Здесь налицо драматургия года, включающая завязку, развитие, кульминацию, развязку и финал.
В детстве и юности цикличность времени ощущается острее, поступление в школу, переходы из начальной школы в среднюю, а потом в старшую, выпускной год воспринимаются как значительные события. Во взрослой жизни это обостренное чувство движения во времени сглаживается. За исключением, пожалуй, осознания себя в качестве части своего поколения как современников той или иной эпохи жизни страны, общества, цивилизации.

Рейтинг@Mail.ru