Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

ЗНАНИЯ БЕЗ ШКОЛЬНЫХ ЭТИКЕТОК


Тыртышная Марина

По компасу исследовательского интереса

Как провести малую экспедицию в пришкольном лагере

Учебно-познавательные и исследовательские экспедиции были и остаются привлекательными и для детей, и для взрослых. Правда, организовать большую экспедицию сегодня сложно, поскольку любое путешествие подразумевает серьезные финансовые затраты, многочисленные организационные проблемы. Однако если рассматривать экспедицию как форму совместной деятельности детей и взрослых с целью развития исследовательских умений и навыков, то можно обойтись и без особых затрат.

Искать и открывать!

Вообще экспедиция – это группа лиц, отправляющаяся в путешествие в целях поиска, разведки чего-либо. Экспедицией называют также поездку, поход группы (отряда) с каким-либо специальным (например, научным) заданием. Но ведь для того, чтобы заниматься такого рода деятельностью, вовсе не обязательно выезжать за сотни километров в совершенно незнакомое место. Подобные походы могут быть организованы в пришкольном лагере.
Малая культурно-образовательная экспедиция для участников – это возможность расширить свой кругозор за счет самостоятельной исследовательской и поисковой деятельности в городе, на природе, в виртуальном пространстве.
Итак, в основе экспедиции лежат слова «искать» и «открывать». Это значит – узнавать что-то новое, доселе неизвестное. Поэтому каждая такая экспедиция для ребенка может стать экспедицией за чудом.
Малая экспедиция длится от одного до десяти дней. При этом участники экспедиции проводят вместе (в поле) 3–5 часов, а самостоятельную работу продолжают дома или в школе (на базе). В экспедиции участвуют от 3 до 10 человек. Возраст участников может быть самым разным – от дошкольников до учащихся 9–10 классов.
Определить конкретные формы проведения мини-экспедиции может помочь знакомство со специальной классификацией. Существует несколько видов классификации экспедиций.
Первый тип классификации – по ее основному содержанию и задачам.
Собственно говоря, здесь есть бесконечное количество видов экспедиций. Одни из них можно называть по цели – «Экспедиция за…» или «Экспедиция в…». Другой вариант – экспедиция по предмету изучения: биологическая, геологическая, археологическая, космическая, фольклорная, экологическая, антропологическая, социологическая, филологическая и др.
Второй тип классификации – по форме организации основной деятельности. Здесь можно выделить следующие варианты. Поисково-разведывательные экспедиции проводятся для проверки имеющейся информации о местах нахождения исследуемого предмета или явления. Научно-исследовательские экспедиции проводятся для изучения предмета или явления в месте их проявления. Испытательные экспедиции предназначены для испытаний объекта или явления или проверки их качеств и свойств. Тренировочно-отборочные экспедиции проводятся для приобретения навыков, необходимых для жизни и работы в каких-либо условиях. Комплексные экспедиции предназначены для исследования объекта, предмета или явления «со всех сторон», исходя из междисциплинарных связей по отношению к объекту исследования.
Стоит подчеркнуть, что разные виды экспедиции по одной и той же теме могут сделать каждую экспедицию уникальной.

Темы на выбор

Несмотря на малую форму, все составляющие элементы подготовки и хода экспедиции полностью сохраняются. Остаются и все полагающиеся для экспедиции атрибуты – выбор маршрута, проведение полевых исследований, ведение экспедиционного дневника, описание результатов экспедиции.
Всякая экспедиция подразумевает прохождение пяти этапов: выработка собственной темы исследования (в рамках общей); определение задач и плана работы; оценка знаний по выбранной теме; работа по основному заданию экспедиции (полевое или виртуальное исследование); оформление результатов в полевом дневнике и оформление итоговой работы; презентация результатов исследования перед другими участниками.
Подготовка экспедиции начинается с выбора темы и проблемы будущей экспедиции. Для малой экспедиции лучше выбрать простую и понятную для участников цель поиска, связанную с возможностью исследования в городе, в пригородной зоне, в местах проживания участников. Однако в любом варианте экспедиция предполагает «движение» к цели. Полевые исследования по такой проблеме могут проходить на городских улицах, в парках, в учреждениях культуры.
Можно предложить следующие темы экспедиций:
«Тайна одной книги» (самая старинная книга города).
«Читательский бестселлер» (самая читаемая книга среди какой-то группы населения).
«По самой длинной улице».
«По самой короткой улице».
«Ботанический уникум» (самое редкое растение в городе).
«Птицы в городе» (изучение птиц, живущих в городе, поиск необычных и редких птиц).
«Городской гербарий» (исследование самых распространенных в городе растений).
«Неизвестный город».
«Что такое Родина» (поисково-творческая экспедиция с самостоятельным освещением, что такое для современного горожанина понятие «Родина»).
«Люди рядом со мной» (экспедиция за интересными судьбами жителей города).
«Новые уголки» (экспедиция по неизвестным уголкам – новостройкам города).
«Старый город» (изучение самых старинных зданий, построек в городе).
«Все памятники» (описание всех существующих в городе памятников или по определенной теме).
«История в памяти города» (мемориальные доски города).
«Литературный маршрут» (литературные герои и имена писателей на карте города).
«Город живет, город дышит» (изучение состояния атмосферы города).
«Как устроен город» (исследование работы городских служб).
«Наша Кунсткамера» (поиск и описание наиболее необычных произведений искусства в городе).
«Личность года» (знакомство с жизнью и судьбой необычных людей – жителей города).
«А под нашими ногами» (поиск возможных залежей полезных ископаемых в городе и в пригородах).
«Карта для молодых» (изучение мест образования, отдыха детей и молодежи в городе).

Рубрики полевого дневника

После выбора темы группы определяются с маршрутом и разрабатывают экспедиционное задание (задание полевых исследований). Это может сделать и сам педагог (и тогда задание будет выдано группе) или сама группа определяет, что и как будет исследовать.
Затем разрабатывается маршрут экспедиции, распределяются роли. Хорошо, если каждый участник экспедиции найдет в рамках общей свою тему-задачу, которая описывается им в полевом дневнике (дневнике исследования).
План экспедиции (разрабатывается индивидуально каждым участником).
– Исследуемая проблема (что хочу выяснить).
– Как буду действовать.
– Источники, материалы (Доэкспедиционные и используемые во время экспедиции).
– Способ представления материала после экспедиции.
Каждая группа (каждый участник) ведет дневник экспедиции. Он содержит следующие рубрики: «идея экспедиции», «общие справочные сведения об объекте экспедиции», «описание предполагаемого маршрута», «паспорт препятствий маршрута», «список участников», «цели и задачи экспедиции», «график движения», «описание маршрута», «основные события, факты каждого дня экспедиции», «итоги экспедиции», «приложения (фото- и видеоматериалы)».

Дневник экспедиции

Дата; что произошло; что было интересно; что нужно уточнить (какие возникли вопросы).
Собственно говоря, каждый дневник является сам по себе результатом исследования (результатом экспедиции). Кроме дневника, каждый участник сможет использовать собранные во время экспедиции полевые материалы для дальнейшей исследовательской работы или сразу оформить полученные результаты в виде реферата, доклада, презентации. Итоги экспедиции подводятся на общих «круглых столах», на конференциях и др.

Может пригодиться

Самое сложное в планировании экспедиции – понять, что именно вы хотите отыскать (открыть, исследовать). Чтобы облегчить эту задачу, можно предложить ребятам попробовать решать ее пошагово, используя предложенный здесь алгоритм.

Шаг первый. В течение 2–3 дней внимательно понаблюдай за самим собой: к чему ты проявляешь интерес в принципе. Какие телепередачи любишь смотреть, что привлекает твое внимание на улице во время прогулок, какие темы тебе наиболее интересны во время разговоров со сверстниками и взрослыми. Попробуй зафиксировать на бумаге 2–3 наиболее важные для тебя темы или предметы твоего внимания.
Шаг второй. Составь к каждой из тем список вопросов-мнений. Пусть они пока не касаются сущности темы, а просто описывают ее. Запиши по каждой теме то, что ты уже знаешь (хотя бы в виде общего представления).
Внимательно посмотри на свои записи и выбери одну тему для дальнейшего изучения.
Шаг третий. Поговори о выбранной теме с друзьями, родителями, другими взрослыми. Постарайся выяснить, что знают твои собеседники об интересующей тебя теме. Дополни свои записи сведениями, которые ты получил.
Шаг четвертый. Собери информацию о выбранной теме в интернете или библиотеке. Это поможет тебе уточнить, что уже известно об изучаемой проблеме, а что еще нет. Обязательно фиксируй источник информации в виде списка литературы или списка сайтов.
Шаг пятый. Попробуй проанализировать всю информацию, которая у тебя скопилась по теме будущего исследования. Выбери наиболее интересные и малоизвестные для тебя моменты. Попробуй определить, что ты хочешь выяснить из того, что пока для тебя не известно. Это и может быть заданием твоей экспедиции.
Шаг шестой. Сформулируй тему своего исследования и задачу экспедиции. Зафиксируй их в своем полевом дневнике (дневнике экспедиции).

После того как ученики пройдут все шесть шагов, происходит совместное обсуждение возникших тем и задач, во время которого ребята могут объединиться в группы – по принципу общей тематической направленности будущей экспедиции.

Рейтинг@Mail.ru