«И в стране началось столыпинское движение...»
Заметки экспертов на полях части «С»
Лето в разгаре, если кто не заметил. Аттестаты выдали, справки двоечникам выписали –
и в отпуск! А общие отчеты, видимо, писать рановато: как говорят в Рособрнадзоре, «отличные работы будут перепроверены, потому что в результате перепроверки объективность оценки 100-балльных работ
не подтверждается».
Вот как. Председатель комиссии по науке
и образованию Мосгордумы Евгений Бунимович тоже сомневается: «2,2% школьников, которые не получат аттестат, – это очень маленькая цифра. Я думаю,
что реально школьной программы не знают
где-то четверть выпускников».
К слову, 2,2% – это 20 тысяч реальных людей.
И еще их родители, учителя. После такого подарка министерства вопрос: «К чему готовить детей начиная с сентября?” – для учителя становится назойливей июньских комаров. Ведь ЕГЭ – закрытая система, обратной связи учителю не дает. Возможно, эксперты, проверявшие в этом году часть С, помогут
что-то понять…
Совмещения персон
самые неожиданные…
Преподаватель вуза рассказывает:
– Проверил три сотни егэшных работ по истории. Статистика по одному проверяющему (то есть по мне) примерно такая: семь из трехсот оценены по максимальному баллу. Что касается большинства, выписал несколько листков разнообразных шедевров, да оставил их в зале проверки. В памяти остались только мелочи вроде «восстание Спартака Разина» или «Багратиона любили за то, что он организовал операцию «Багратион» (так назвали Тарутинский маневр)». Вообще я прочитал около сотни работ, в которых объяснялось, почему не любили Барклая, а любили Багратиона. Неужели это такой важный для проверки знаний вопрос?
Какой-то школьник, отвечая на вопрос про перестройку, процитировал Горбачева: «Гласность – это чистый воздух, в котором только и может функционировать здоровый социалистический организм». Я удивился, а придя домой, открыл материалы XXVII съезда КПСС и обнаружил там в точности эти слова. Бедные школьники, они заучивают наизусть какую-то ерунду, но не отличают Отечественную войну 1812 года от Великой Отечественной войны. Огромное большинство пишут, что полководцами войны 1812 года были Кутузов и Жуков. Я бы с интересом поговорил с этими ребятами: как у них это в голове распределяется? Они это видят как нападение на Россию некой объединенной нацистско-французской армии? И какая там была иерархия – Наполеон был генералом у Гитлера или Гитлер ефрейтором у Наполеона? И ведь это пишут дети, которые захотели сдавать историю: «В СССР страна развивалась по плану. П.А.Столыпин как-то за смену в несколько раз превысил план, и в стране началось столыпинское движение».
В самом деле, спутать Александра Невского с Александром Македонским на Ледовом побоище нетрудно, ибо карусель дат, фактов, имен вскружит голову хоть кому, а на «проживание» исторических ситуаций нет ни минуты, надо бежать на следующий аттракцион. Эксперт по литературе удивляется: «Примеры наподобие этих можно выписывать из каждой работы: стихотворение «Шардане ты моя, Шардане» написано Маяковским… Чацкий в литературе является признанным сумасшедшим… В пьесе полгода хорошо описывается обстановка, потом плохо… Кто он? Тварь ходячая или наоборот… Христа он показал лишь в конце и мать его, Марию Магдалину».
…и рассказывать обществу
об этом лучше не надо
Нескучно было и экспертам части С по русскому языку, особенно при оценке по критерию «комментарий к сформулированной проблеме исходного текста, отношение к поставленной проблеме, констатация ее важности, актуальности, необходимости осмысления данной проблемы». В том-то и дело, что есть и отношение, и констатация важности – но можно ли за это поставить хотя бы 1 балл?
«Я видел в жизни многое, некоторых людей надо учить и прилагать хоть немного рукоприкладства... Каждый день, идя со школы домой, мы видим, как увядает наше общество... Надо уничтожить эту псевдокультуру, хотя она нам и нравится... Для кого-то «прекрасное» – это Минаев «The Тёлки», а для кого-то – Тургенев «Тихий Дон»… Взять хотя бы произведение Гончарова «Обломов» – невольно вспоминаешь обрюзгшего, растолстевшего Плюшкина… Человек с помощью каких-либо действий совершает неприличные поступки. Например, мусорит в заведении, которое потом убирает уборщица и не понимает, как можно быть такой свиньей... Делая вывод по данному тексту, я смело скажу: «Культурой в основном пользуются умные люди, и в этом ее трагедия»… Вот все, что я могу сказать, согласиться или дать свое мнение по этому тексту».
Эксперты рассуждают о математике: «Ведь как выглядел нынешний ЕГЭ? Часть А, не решить которую мог только полный дегенерат, и часть В, которая была труднее, чем в прошлые годы, за счет рутинного счета. Тем не менее ЕГЭ по математике не сдали 6,8% российских школьников. При минимальном количестве баллов 21 (из ста)! Грубо говоря, через «единицу» перешагнул – и вот тебе аттестат. Это всего лишь четыре решенные задачки из А или В. А вот за семь задачек уровней А или В дают уже 30 баллов. За девять задачек аналогичных уровней – 35 баллов. Итак, за одно задание ставят 7, за два – 12, за три – 17 баллов. «Объективность» ЕГЭ по математике в этом году надо понимать так: общество не может на треть состоять из недоучек, то есть, может, оно и состоит из них, но рассказывать об этом обществу не надо».
Если бы их спросили
Экспертов для проверки части С по стране тысячи. Но собрать их экспертные заключения вместе, проанализировать – это отдельная работа. Спросить их совета – еще одна. Этого не делается. Но в нашей почте кое-что есть:
«Год от года работы детей слабее. Мне кажется, что если в ближайшие годы какой-нибудь добрый волшебник из образовательного ведомства не отдаст волевой приказ – немедленно освободить учителей от тонн ненужной бумажной отчетности, дабы они могли заняться преподаванием своих предметов на уроках, все будет еще хуже».
«Всем нужны высокие результаты. А результаты низкие, значит, пора отказаться от вычерчиваний графиков воспитанности, таблиц по здоровьесбережению и прочей ерунды, которой занимается современная школа. В нашем регионе новый начальник образования уже отдал приказ, чтобы для аттестации на высшую категорию учителям засчитывались только курсы повышения квалификации по предмету».
«Человеческий фактор при проверке знаний никакая система не отменит. Но трагедия в том, что ЕГЭ отменяет человеческий фактор при обучении. Создавая адекватную аттестационную систему, мы уничтожаем образование».