Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2009
Третья тетрадь
Детный мир

ВРЕМЯ - КАНИКУЛЫ!


Алфавит воспитания

Необычный интернет-проект позволяет детям оценить педагогические подходы родителей

C 20 мая по 20 июня в Рунете проходит акция «Азбука для родителей», посвященная Дню защиты детей. Азбуку (свод правил воспитания) создают папы и мамы всей страны, записывая свои правила воспитания ребенка в соответствии с начальной буквой фразы на блоге http://inet-azbuka.blogspot.com/.
А поскольку, как известно, мнения взрослых и детей не всегда совпадают, организаторы предложили детям проголосовать
за 10 правил воспитания, которые надо непременно соблюдать взрослым. Голосование проходит в сообществе СоцОбраз
на http://wiki.openclass.ru/.

 

Прослеживая закономерности

Для родителей это немало – проговорить собственные установки на воспитание ребенка, сформулировать свои ценностные ориентиры. Плюс возможность для сопоставления с другими мнениями, плюс коррекция позиций взрослых детским выбором. Проект очень содержательный, и для исследователей проблем детско-взрослых отношений – поле для размышлений.
Отрадно, что большинство высказываний формулируется в русле гуманистической педагогики: ребенок – это прежде всего человек. Так, например, в правилах на букву «Л» речь идет исключительно о любви, на букву «Д» – преимущественно о доверии, на «И» – об искренности, на «П»  – о поддержке. И так от «А» до «Я»:
– Амбиции родителей должны совпадать с желаниями и возможностями ребенка. Родители должны помнить, что у ребенка могут и должны быть собственные амбиции и желания, которые не всегда совпадают с родительскими.
– Ярлыки, которые навешиваются на ребенка вольно или невольно самими родителями, могут не только испортить характер, но и испортить судьбу. Если вы постоянно будете говорить ребенку, что он ленивый, неряшливый, глупый, он будет соответствовать этим ярлыкам!
Все верно, но прочитав несколько сотен подобных высказываний, начинаешь замечать закономерность: люди высказываются в режиме «общих мест» педагогики, не уделяя внимания нюансам, с позволения сказать, метафизике взросления. На букву «Ф», например, говорят о «формировании» и «физическом здоровье», но не о «фантазии». На «М» есть «место», «мудрость», но нет «мать» (соответственно «отец» на «О»), кстати, «отношения» тоже отсутствуют. На «Т» есть «терпение» и «трудности», но нет «творчества». «Читать», «чистота» – но не «чувства ребенка».
То есть достаточно много внимания взрослые уделяют «элементам» воспитания, не придавая большого значения «склейке», взаимосвязям.

Плюс пишем, а что в уме?

Собственно, за то дети взрослых и критикуют. Неявно, конечно, но ощутимо.
Во-первых, детьми отмечены только четкие формулировки: «быть другом ребенку», «быть честным с детьми», «будьте строги, но не будьте жестоки», «принимайте ребенка таким, какой он есть», «сообща преодолевайте трудности ребенка», «слушайте детей» и так далее. Выбраны формулировки, в которых глаголы-сказуемые не только присутствуют, но и реализуют действие, имеют объект. В сравнении выбранного детьми с невыбранным становится заметно: родители обожают размытость: «Ирония... только она спасет вас от ошибок». Взрослые употребляют много дейктических (указательных) слов: «такие», «так», «тому» (почти все высказывания на «Е» начинаются с «если», а на «К»  – с «как»). И очень много запретов с «не» (не унижай, не вымещай, не кричи, не требуй невозможного – этот список воистину бесконечен, то есть никуда не ведет).
Во-вторых, все выбранные детьми высказывания, по сути, про одно: считайте нас людьми. Но разве взрослые не про то же? Разница есть: взрослые рассуждают «вообще», а дети – «по факту». Например, их неявное сообщение из подборки на букву «Г»: все это ваши слова: «гармоничная личность», «гордость за ребенка», а вот «говорите чаще о любви к ребенку»  – это дело.
Или на букву «Ц»: «цели», «ценности»  – сколько хороших слов и правильных определений, но «ставьте перед ребенком такие цели, которые ему по плечу» – это уже конструктивный подход к решению типичных проблем детско-взрослого общения.
Понятно, что наши дети более «технологичны», чем мы, не так сильно «заморочены» гуманитарными теориями. К тому же они не склонны выдавать желаемое за действительное. Никакой двойной морали: на «Щ» выбирают «родители должны быть щедрыми».
А совет, который пока лидирует в детском голосовании, как раз щедро технологичный: «Вспоминайте почаще себя в детстве».
И это на букву «В», самую «воспитательную» букву…

Блог читала Людмила КОЖУРИНА

Рейтинг@Mail.ru