О ЧЕМ ПИШУТ, ЧТО ЧИТАЮТ?
У книжной полки
Обозрение педагогической печати
Д.Н.Кавтарадзе
Обучение и игра
М.: Просвещение, 2009
В книгах с подобными названиями часто сталкиваешься с крайностями: или банальное описание игр, кочующих из одного издания в другое, или заумные рассуждения о природе, методологии, классификации игр. Здесь же автор удачно соединил теоретический материал с практикой и предусмотрел самые разные потребности читателей. Уже на первой странице он предлагает разные варианты работы с книжкой. Администраторов приглашает сразу начать с главы «Приход активных методов обучения в школу и вуз»; избегающие теоретических премудростей могут сразу перейти к упражнениям и играм; «искушенные заглянут сначала в оглавление, методичные и скрупулезные будут читать все по прядку»… Также предусмотрены предложения для нетерпеливых, осторожных и недоверчивых. И только любителям классификаций автор не обещает ничего интересного, да еще, пожалуй, сверхзанятым: «Эта книжка учит получать удовольствие от процесса образования, а делать это наспех – дело неблагодарное».
Если вы последуете алгоритму для скрупулезных читателей, то познакомитесь сначала с размышлениями о проблемах и методах современного образования, о необходимости поисков смысла, об использовании моделей и превращении в игру чего угодно. Например, разбор мусорной корзины может вылиться в исследование судьбы обыденных предметов и их экологического значения. Ведь автор, доктор биологических наук, придумал и участвовал в создании многих игр и даже в разговоре с читателем применяет игровые приемы (вдруг среди вполне серьезного рассуждения появляется фраза, написанная зеркально, или притча, или нотный стан с музыкальной фразой Моцарта), которые не дают тебе заскучать и эмоционально отстраниться от текста.
Описание же самих занятий – дискуссий, ролевых и имитационных игр, иллюзий и главы под названием «Еще: игры, упражнения, эксперименты, задачи, байки и совместные размышления с читателем» вызывает настойчивое желание отказаться от скрупулезности и немедленно испробовать что-нибудь из прочитанного.
А.Л.Сиротюк
Психофизиологические основы
обучения школьников
М.: Творческий центр «Сфера», 2007
Каждый учитель, конечно, знает, что обучение детей должно корректироваться в зависимости от того, мальчик перед ним или девочка, и какое полушарие у ребенка ведущее – правое или левое. Но до применения на практике этого полезного знания дело доходит не всегда. Возможно, эта книжка убедит еще нескольких читателей-педагогов в том, как важны эти факторы. Автор приводит впечатляющие данные исследований относительно трудностей в обучении детей с разными психофизиологическими особенностями.
Например, пол ребенка влияет практически на все сферы его учебной деятельности: поведение в группе, реакцию на стресс и утомление, стратегию решения творческих задач, скорость чтения и даже на индивидуальные особенности почерка. А привычное нам разделение на правшей и левшей, оказывается, очень приблизительно. Ведь ведущими могут быть не только рука, но и нога, ухо, глаз. И наоборот, причем в самых разных сочетаниях. В качестве примера описана девочка с доминирующим левым полушарием, правой рукой, правым ухом и левым глазом. Каждый раз во время объяснения учителя она закрывала глаза и поворачивалась к нему правым ухом, то есть изо всех сил старалась активизировать получение информации, но вызывала только недовольство своим поведением: «Сядь прямо и смотри на доску!»
Для того чтобы читатели не повторяли подобных ошибок, автор дает многочисленные практические рекомендации по организации обучения. Например, как учитывать особенности восприятия детей при определении их мест за партами.
В Приложении специалисты найдут диагностические методики, описание тренингов и компактно сформулированные советы для учителей.